Что значит «проповедовать Евангелие»? PDF Печать Email
Автор: Питер Джон Камерон ОР   

Как узнать, действительно ли ты возвещаешь Благую Весть?

Воскресший Иисус обращается к нам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Но что такое Благая Весть? Как обрести уверенность в том, что наша проповедь действительно является провозглашением Благой Вести, то есть Евангелия?

Катехизис Католической Церкви гласит: «Евангелие есть явление милости Божией грешникам во Христе Иисусе». Ангел говорит Иосифу: «наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). То же самое говорится о Евхаристии, таинстве Искупления: «это есть чаша Крови Моей, нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов». Откровение Божьего Милосердия в Иисусе Христе есть Сам Иисус Христос, Слово Божие. Евангелист Марк, говоря «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк.1:1), имеет в виду прежде всего не собственную книгу, а жизнь Иисуса Христа. Сам Иисус Христос  – Благая Весть, а Благая Весть – это Иисус Христос. Если наше понимание Евангелия основано на земной жизни и служении Иисуса , тогда следует обратиться к причинам Воплощения, чтобы в нашей проповеди воплощался Божий план – воплощался таким, как он был явлен в жизни Христа. Только тогда наша проповедь действительно станет «Евангелием». Катехизис так отвечает на вопрос «почему Слово стало плотью»: «Слово стало плотью, чтобы спасти нас, примирив с Богом. Слово стало плотью, чтобы стать для нас образом святости. Слово стало плотью, чтобы сделать нас общниками Божественного Естества».

Известный исследователь Священного Писания Ф.Ф. Брюс называет пять признаков аутентичного Евангелия: В Евангелии присутствует постоянная связь с историческим Иисусом; Евангелие возвещает Его Страсти; Евангелие дает Божественную благодать, обретаемую в вере; оно опирается на способность Святого Духа привлекать к Себе слушающих; результат Евангелия – освящение человеческой жизни, которое поддерживается Любовью Божией.

СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ ПРОПОВЕДНИКА БЛАГОЙ ВЕСТИ

1. Проповедуй Самого Христа.

Святой Павел пишет: «А мы проповедуем Христа Распятого» (1 Кор.1:23), «Ибо не себя проповедуем, но Христа Господа». Проповедник будет уверен, что проповедует Иисуса Христа, если в его проповеди будет ясно и благоговейно упоминаться святое Имя Иисуса и Его деяния – как те, что описаны в Евангелии, так и те, что совершаются в нашей жизни.

2. Проповедуй Бога, выходящего навстречу человеку, Бога, Который заботится о человеке.

Проповедь Евангелия должна прежде всего обозначать и прославлять то, что БОГ совершил – и продолжает творить! – в жизни Своего народа. Посмотрим на самый первый параграф Катехизиса: «Бог, Сам в Себе бесконечно совершенный и благой, Промыслом чистой доброты Своей и свободной Своей волей создал человека, дабы тот участвовал в Его блаженной жизни. Именно поэтому в любое время и в любом месте Он близко к человеку. Он взывает к человеку, помогает ему искать Его, узнавать Его и любить Его всеми своими силами. Он призывает всех людей, рассеянных грехом, в единство Своей семьи – Церкви. Для этого Он послал Сына Своего как Искупителя и Спасителя, когда исполнилась полнота времен. В Нем и через Него Бог усыновляет людей в Духе Святом, а значит – делает их наследниками Его благой жизни».

Весь приведенный отрывок подчеркивает инициативу Бога и действие Бога. Благая Весть заключается в том, что Бог из чистой доброты Своей создал нас, чтобы мы разделяли с Ним Его блаженное бытие; Он приближается к нам; Он призывает нас к личному общению с Самим Собой, а также приглашает к единству друг с другом… все это Бог совершает через Иисуса Христа, в Котором мы становимся детьми Божиими. Сыны человеческие не могут появляться на свет сами по себе, не могут сами себе давать жизнь: человек должен быть кем-то рожден. То же самое верно и в отношении жизни в вере: проповедать Евангелие означает дать человеку жизнь (вот почему проповедника называют «отцом»). Проповедовать - означает привести Бога в чью-то жизнь.

Значит, проповедник совершает ошибку, если отдает приоритет словам о «нашем долге и наших обязательствах». Наша главная обязанность как христиан – родиться, то есть позволить Духу Святому дать нам жизнь. Долг проповедника, следовательно, говорить о желании Бога дать нам новую жизнь во Христе. Проповедь Благой Вести должна рассказывать о той энергии, силе и многообразии, с которыми Бой действует в нашей жизни.

3. Говори о евангельских истинах.

Проповедовать Благую Весть означает подчеркивать в своей проповеди евангельские темы – Божье милосердие, сострадание, духовное детство, благодать, Божью любовь, личные отношения с Богом, прощение, надежду, преображение личности, примирение, радость Бога о человеке… Наконец, Воскресение! Именно эти темы должны задавать тон проповеди.

4. Говори о четырех причинах Воплощения.

Поскольку Евангелие – это жизнь, смерть и Воскресение Иисуса Христа, проповедь будет истинной, только если в ней отражается жизнь Господа. Проповедуя Евангелие, мы провозглашаем и подробно объясняем главные причины Воплощения. Проповедовать Добрую Весть - означает говорить, что Иисус пришел спасти нас и примирить с Богом, облечь каждого в Свою любовь, указать путь к святости, дать нам возможность лично участвовать в жизни Бога. Иисус Сам дает свидетельство: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10). Импульс, данный Воплощением, наполняет проповедь смыслом, если помогает людям понять, что Иисус пришел найти их и спасти. Он подтверждает Свое намерение спасти, оставаясь с человеком, как остался Он в доме мытаря Закхея.

5. В проповеди не должно быть морализаторства или приказного тона.

Перед тем, как начать говорить, проповеднику следует спросить себя: «Какую Благую Весть несет моя проповедь?» И если он не сможет ответить быстро, легко и радостно, тогда… осторожно. Если проповедь напоминает инструкцию, если в ней много указаний, ворчания и словосочетаний «вы должны» - а также пелагианского военного клича «старайтесь лучше!» - лучше всего разорвать такую проповедь, выбросить ее подальше и начать заново с чего-нибудь благодатного.

6. Пастрыское руководство, которое осуществляет проповедник, должно подчеркивать участие Бога в процессе нашего нравственного совершенствования.

Только действие Божией благодати способно завершить процесс покаяния, преображения, обретения праведности, к которому мы призваны в нашей христианской жизни. Именно Дух Святой, а не наша собственная воля преображает нас во Христа Иисуса. Возвещать Благую Весть - означает привести людей к Источнику всякой благодати и добра. Это значит укоренять в человеке любовь к Духу Божию, разбудить в нем желание стать глубоко духовной личностью. Проповедь Самого Иисуса является образцом для каждого, кто хочет проповедовать Благую Весть. «Настала полнота времен. Приблизилось Царствие Божие. Покайтесь и веруйте в Евангелие». Очень важен порядок, в котором Иисус сообщает Своим слушателям Благую Весть: сначала Он возвещает близость Царствия Божия, и только потом призывает к покаянию. То, как ясно Господь расставляет приоритеты, указывает на глубокую богословскую истину: только присутствие Царствия Божия дает людям возможность изменить свою жизнь. Поэтому задумаемся, почему Катехизис не начинается с изложения Десяти заповедей. Может быть, потому, что Десять заповедей – это законы, правила, указания… то, чему мы обязаны следовать? Возможно, Католическая Церковь не хочет, чтобы верующие усваивали «юридический» подход к вере? Правда в том, что невозможно и бессмысленно было пытаться исполнять Десять заповедей, если бы Бог не совершал всего того, о чем говорится в первом разделе Катехизиса.

7. Проповедь должна побуждать еще сильнее любить Бога.

Прочитайте свою проповедь перед тем, как говорить, и спросите себя: «что я чувствую после прочтения этого текста? Рождается ли во мне желание сильнее любить Бога, начинаю ли я больше верить в любовь Иисуса ко мне?» Если ответ отрицательный, это не Благая Весть.

Мы можем быть уверены, что возвещаем Евангелие, если наша проповедь помогает людям выстроить личные отношения с Иисусом Христом, если она говорит о Его Страстях и Воскресении, если она несет Божию благодать и рождает желание святости… и при этом остается лишь орудием Духа Святого.

Питер Джон Камерон ОР

Перевод: А. Паламарчук

 

Комментарии  

 
0 #1 lenka 12.02.2014 03:11
когда читаеш эти строки,то само сердце начинае наполнятся СвятымДухом-утешителемичувс твуешь ликование благолать.аминь.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Поиск