Купить этот сайт
Св. Фома Аквинский (28 января) Печать
Автор: Анастасия Паламарчук   
Большой Брат смотрит на тебя (объяснение в любви Фоме из Аквино)

"Все святые  лицом к лицу встретились с юным Божиим Словом, 
которое приобщило их к Своей вечной юности. 
Их юность - отблеск и свидетельство юности Слова, 
их одушвляющего".  
(Ханс Урс фон Бальтазар)

Кажется, все добропорядочные католики хотя бы понаслышке знают,  кто такой святой Фома  Аквинский (1225-1274) - Учитель Церкви, Универсальный доктор, доминиканец, великий средневековый теолог и философ, схоласт, автор "Суммы теологии", "Суммы против язычников", многих других умных книжек, а также слов бессмертного церковно-приходского хита "Adoro te devote" ("Боже сокровенный, славлю я Тебя"). 

И тем не менее, святость святого Фомы для многих остается непонятной. Может даже сложиться впечатление, что именование "святой"  в данном случае - своеобразная награда от Церкви за интеллектуальные заслуги перед ней. Понятна святость мучеников: они поставили верность Христу выше собственной жизни. Понятна святость пустынников и аскетов: они умерщвляли плоть и посвящали жизнь молитве. Понятна святость творивших дела милосердия, проповедников, миссионеров, тех, кто жертвовал собой и приносил пользу людям. Святой Фома писал книжки и читал лекции. По сравнению со многими святыми о его жизни мы знаем прискорбно мало. Остались одни книжки....

Но это не просто книжки. Это взгляд, прикованный к Богу.   Взгляд длинною в жизнь. Нам осталось именно то, чем был св. Фома - любящим взглядом на Бога.

Созерцание Бога и сотворенного Им мира - самое главное сокровище в жизни очень скромного  нищенствующего брата. Догадываюсь, что сам он радуется "растворению" своей биографии в текстах. Наконец-то его внушительных размеров фигура - а он воистину Большой Брат! - не отвлекает внимания учеников от Самого Главного.

А теперь, о скромнейший из святых, позвольте несколько очень  личных слов.

В любом справочнике можно прочитать, что Фома Аквинский - покровитель ученых, богословов, университетских преподавателей и студентов. Разумно, предсказуемо и ...

От себя же добавлю, что святой Фома - святой подростков, причем подростков бунтующих, святой нонконформистов. Все подростки бунтуют, это неизбежно. Блаженны те, кто дает бунту выход (сменить имидж, бросить школу\институт, войти в радикальную политическую группировку и т.д. к вящему ужасу родителей). Гораздо менее блаженны те,  чей бунт тихий, никем не ожидаемый и мало кем замечаемый. Нет,  сейчас не о том, что св. Фома наотрез отказался идти к бенедиктинцам и стал доминиканцем. Я о том, что нужно иметь огромное мужество, чтобы быть собой.  Молодой человек, который упрямо - со всей упрямой упрямостью утыкается носом в книжку, или, чего доброго, столь же упрямо молится, когда все остальные идут развлекаться - бунтует еще глубже и сильнее, чем те, чей бунт выплескивается вовне. Мужество сохранить чистоту. Мужество не пойти на поводу у стереотипов. Мужество оставаться  собой под насмешками близких (которых, не сомневаюсь, в жизни святого Фомы было предостаточно). Только представьте: большой, неуклюжий, застенчивый парень, говорящий примерно пять слов в месяц. 

Этот образ молодого Фомы - неуклюжего увальня - обманчив. Как и в любом молодом человеке, в отпрыске знатного рода кипят благородные страсти.  Да, главная его страсть - страсть к познанию Бога, но есть еще огромный темперамент, с которым приходится жить. Помните эпизод, когда родные соблазняют Фому блудницей? Фома выхватил из очага головешку, бросился на девицу, вытолкал ее вон, а потом упал в обморок. "Нормальный святой" вежливо поговорил бы с девушкой, наставил на путь истинный и потом писал бы наставительные письма. Но упасть в обморок (а также бросаться с головешкой) может только человек, переживающий огромную внутреннюю борьбу (добавлю: за право быть таким,  каким хочет тебя видеть Бог).

Современники писали, что святой был всегда спокоен, приветлив, от него исходил внутренний свет. Можно только догадываться, сколько раз и как Фома доверял и отдавал Богу все свои страсти.

Вместо со святым Фомой хорошо взрослеть. Он - прекрасный попутчик в жизни, и не только потому, что  знает кучу интересных вещей. Он знает, что такое юношеский максимализм, но он знает также прекрасное средство с ним справляться. Когда мир вокруг тебя иррационально рушится третий раз за неделю, Фома садится рядом и спокойно говорит: давай помолимся и порассуждаем.  В мире нет ничего страшного. Он прекрасен и гармоничен. Что? Не согласна? Подожди, я тебе сейчас все объясню. Значит, так….

И против его объяснений сделать уже ничего невозможно!!! 
(Вот что такое настоящая мужская логика! Святой Фома, помимо всего прочего, Настоящий Мужчина!)

В юношеских кризисах св. Фома учит видеть и ценить собственное достоинство, верить в свои силы. В те минуты, когда сомневаешься, дана ли тебе благодать и вера, чтобы верить, у него снова находится козырь в рукаве хабита. Человеку дан разум – и такой разум, который, при правильном использовании, неизбежно выведет к Богу. Более того, разум, как и вера, дан прежде всего для познания Бога. Бог дал тебе в руки совершенное орудие, которое не подведет даже в минуты духовной темноты.

Фома – молодой учитель молодых учеников молодого Парижского университета. Думаю, особым образом он покровительствует тем молодым преподавателям, которые перед первой лекцией грызут ногти и думают «Я туда не пойду! Нет! Ни за что! Они точно будут смеяться!». Вместе с ним понимаешь, как радостно делиться знаниями с другими, и сколько можно почерпнуть от собственных учеников. Постоянно учиться самому и никого не поучать.

И еще: никогда не забывать, к Кому должно быть направлено любое знание. Познание не должно, никогда не должно превратиться в интеллектуальную игру ради игры. Познание – всего лишь особый вид любви к Богу. Поэтому-то настоящее познание, упорядоченное к должной, к единственной настоящей и единственной стОящей Цели, немыслимо без внутренней и внешней чистоты, без смирения и радости, без любви, терпения и милосердия.

- Но скажи мне, любезный друг, как же ты добился столь совершенного знания Бога и Его творений? Откуда ты знаешь, «можно ли определить какую-либо причину для Божественной воли», или «любят ли Отец и Сын друг друга посредством Святого Духа», или «любит ли один ангел другого естественной любовью так, как он любит самого себя»? - спрашиваю я. Тогда Фома пожимает плечами и растерянно улыбается. Секрет в том, что он просто-напросто так видит мир (и, наверно, еще думает, что все видят так же). Достойный сын святого Доминика, он думает и говорит только с Богом или о Боге. И во всем видит действие Бога.

Большой брат Фома, посмотри с любовью и помолись за нас Богу и отцу Доминику.