Купить этот сайт
3 января: Святейшее имя Иисуса Печать
Доминиканская Литургия Часов

Факультативное или вотивное

воспоминание

 

 

От самых истоков нашего Ордена братья ревностно почитали «сладчайшее имя Иисуса». После II Лионского собора (1274) Папа Григорий Х вверил доминиканцам заботу о распространении почитания Пресвятого имени Иисуса. Генеральный магистр Ордена блаж. Иоанн Верчелльский (ум. 1283), оказал поддержку этому начинанию. Деятельность доминиканцев, поддержанная новыми формами благочестия, возникшими во францисканском Ордене, достигла апогея в XIV в. благодаря трудам знаменитых проповедников, прежде всего блаж. Генриха Сузо (ум. 1366). Особый вклад в распространение этой практики благочестия внёс францисканский проповедник, св. Бернардин Сиенский (ум. 1444). Кроме того, развитию почитания способствовало и возникновение братств Пресвятого имени Иисуса. Начиная с понтификата Пия IV(1559-1565), по особому настоянию Святейшего Престола, эти братства в большинстве случаев окормляли доминиканцы.

Начиная с XIV в. у сегодняшнего воспоминания собственные литургические тексты. С течением времени почитание Святейшего имени Иисуса еще глубже вошло в литургию Церкви: с 1530 года особое последование появилось у францисканцев, а в конце XVII века у доминиканцев. В Римском календаре, 1-го января, уже был праздник Обрезания Господня, когда вспоминали и наречение Пресвятого имени Иисуса. В 1721 году Папа Иннокентий XIII (1721-1724) распространил это воспоминание по всей Церкви. Последняя календарная реформа заменила этот праздник на Торжество Пресвятой Богородицы Марии. «В этот день также вспоминается наречение Пресвятого имени Иисуса», так написано в «Общих нормах для литургического года и календаря» под номером 35. Тем не менее, в Римском Миссале сохранились и вотивные мессы о Пресвятом имени Иисуса. Сегодняшним вотивным воспоминанием можно пользоваться при праздновании престольного праздника своего храма.

 

ПРЕДНАЧИНАНИЕ

 

Ант. Дивному имени Иисуса, которое выше всякого имени,* придите, поклонимся.

 

ЧАС ЧТЕНИЙ

ГИМН как в Утрене.

____________________________________________________________________________

Если отмечается праздник:

 

ПСАЛМОДИЯ

 

Ант. 1 Наречешь Ему имя Иисус, * ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Псалом 19

Да услышит тебя Господь в день печали, *
да защитит тебя имя Бога Иаковлева.

Да пошлёт Он тебе помощь из Святилища *
и с Сиона да подкрепит тебя.

Да воспомянет все жертвоприношения твои *
и всесожжение твоё да соделает тучным.

Да даст тебе Господь по сердцу твоему *
и все намерения твои да исполнит.

Мы возрадуемся о спасении твоём, †
и во имя Бога нашего поднимем знамя. *
Да исполнит Господь все прошения твои.

Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего; †
отвечает ему со святых небес Своих *
могуществом спасающей десницы Своей.

Иные колесницами, иные конями, *
а мы именем Господа Бога нашего хвалимся.

Они пошатнулись и пали; *
а мы встали и стоим прямо.

Господи! спаси царя, *
и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.

Ант. Наречешь Ему имя Иисус, * ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

 

Ант. 2 Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, * из которых я первый.

 

Псалом 53 3-6,8-9

 

Боже! именем Твоим спаси меня, *
и силою Твоею защити меня.

Боже! услышь молитву мою; *
внемли словам уст моих.

Ибо гордецы восстали на меня, †
и сильные преследуют меня; *
они не ставят Бога пред очами своими.

Вот, Бог помощник мой; *
Господь подкрепляет душу мою.

Я усердно принесу Тебе жертву, *
прославлю имя Твоё, Господи, ибо оно благо.

Ибо Ты избавил меня от всех бед, *
и на врагов моих смотрело око моё.

Ант. Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, * из которых я первый.

 

Ант. 3 Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Псалом 148

Хвалите Господа с небес, *
хвалите Его в вышних.

Хвалите Его, все Ангелы Его, *
хвалите Его, все воинства Его.

Хвалите Его, солнце и луна, *
хвалите Его, все звёзды света.

Хвалите Его, небеса небес *
и воды, которые превыше небес.

Да хвалят имя Господа, *
ибо Он повелел, и они сотворились.

Поставил их на веки и веки; *
дал устав, который не прейдёт.

Хвалите Господа от земли, *
великие рыбы и все бездны,

огонь и град, снег и туман, *
бурный ветер, исполняющий слово Его,

горы и все холмы, *
деревья плодоносные и все кедры,

звери и всякий скот, *
пресмыкающиеся и птицы крылатые,

цари земные и все народы, *
князья и все судьи земные,

юноши и девицы, *
старцы и отроки

да хвалят имя Господа; *
ибо только Его имя превознесенно,

слава Его на земле и на небесах. *
Он превознёс народ Свой,

славу всех святых Своих, *
сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.

Ант. Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

________________________________________

Если Последование поется, то эти антифоны можно использовать как в Часе Чтений, так и в Утрене или Вечерне.

Ант. 1 Все народы, Тобою сотворенные, приидут * и поклонятся пред Тобою, Господи, / и прославят имя Твое.

Ант. 2 Благословенно имя славы Твоей, святое * и прехвальное и превозносимое во веки.

Ант. 3 Славьте Господа и призывайте имя Его; * напоминайте, что велико имя Его.

_______________________________________

 

О. Утверди сердце мое Боже

Ст. В страхе имени Твоего.

 

I ЧТЕНИЕ:

Из Деяний святых Апостолов                                                                                                               3, 1-16

Бог прославил Сына Своего Иисуса

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.       

И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

 

ОТВЕТ                                                                                                                                      Лк 1,31; 2,21б; Мф 1,21б

О. Се, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. * Ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Ст. Дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

О. Ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

___________________________________________________________________________________

 

II ЧТЕНИЕ -1:

Из труда святого Фомы Аквинского, священника, О человечестве Господа нашего Иисуса Христа

(Opusc. 60, De humanitate Jesu Christi Domini nostri:

Ed. Lugdunensis, 1562, p. 417)

Имя Иисуса обладает великой и многообразной силой

 

«Дали Ему имя Иисус». Следует отметить, что имена всегда даются людям с учетом какого-то особого качества человека или же времени рождения – так, как ребенку дается имя святого, в чей день он родился, или учитывая родство или какую-то иную черту. Зато имена, даваемые по Божьему вдохновению, всегда означают некий дар, свободно данный по Божьей воле тем, кого нарекают, так как сказано было Авраму: «Будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов», а потом Петру: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». И, следовательно, поскольку человеку Христу поручена была та благодать,  которой все спасены, то и назван Он был соответствующим для Него именем Иисус, то есть Спаситель.

Заметим, что имя Иисуса обладает великой и многообразной силой. Ибо оно - прибежище кающимся, лекарство болящим, помощь сражающимся, поддержка молящимся, поскольку подает прощение грехов, благодать обращения, победу в искушениях, силу и надежду на обретение спасения.

Относительно первого (что оно есть прибежище для кающихся) говорит Священное Писание: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его и все пророки свидетельствуют о том», а святой Августин добавляет: „Кто есть Иисус, если не Спаситель? А посему, ради Тебя Самого будь мне Иисусом. Нет, Господи, не взирай на зло во мне так, чтобы забыть о моем благе».

Нужно заметить, что имя это было дано при обрезании, а сие означает, что спасения удостаиваются те, кто были духовно обрезаны. Посему говорит святой Бернард: «Братья, нужно нам быть  обрезанными, и таким образом получить имя спасения; естественно, обрезанными не по букве, но в духе и истине».

Относительно второго (что оно есть лекарство для болящих) говорит Священное Писание: «имя твое - как разлитое миро». Ибо миро облегчает боль. Равно и имя Иисуса. Посему говорит святой Бернард: «Душа моя, в сосуде слова хранится у тебя сокрытое лекарство, которое есть Иисус, ибо при любой болезни оно всегда действенно». Петр Равеннский также добавляет: «Это имя, которое дарует зрение слепым, слух глухим, способность ходить хромым, речь немым, жизнь умершим».

Относительно третьего (что оно есть помощь для сражающихся) Священное Писание говорит: «Имя Господа - крепкая башня», а также: «Именем Моим будут изгонять бесов», и еще: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». Посему Петр Равеннский добавляет: «Имя Иисусово мощью своею заставило бежать из тел одержимых бесом всю его силу».

Относительно четвертого (что оно есть поддержка для молящихся) говорит Священное Писание: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Поэтому добавляет святой Августин: «Во имя Мое, которое есть Иисус Христос. Христос – значит Царь, а Иисус – Спаситель. Посему если мы о просим чем-либо, во имя Спасителя просим. Однако Сам Он Спаситель не только тогда, когда исполняет то, о чем мы просим, но также тогда, когда этого не делает, ибо видя, что просим о чем-то, что не ведет ко спасению, являет Себя Спасителем в том, что не подает просимого. Ибо знает врач, о чем должен просить болящий, чтобы выздороветь, а что ему вредно. Посему и не исполняет Он волю тех, кто просит о вредном, дабы исцелить их».

Обрати внимание на слова святого Бернарда, когда он говорит об обрезании Христа и наречении имени Ему: «Великая и достойная удивления тайна: обрезают младенца и дают Ему имя Иисус. Что означает сие соединение? Но распознай посредника меж Богом и людьми, Который с самого начала Своего рождения соединяет божественное с человеческим, малейшее с величайшим. Рождается от жены, но так, чтобы плод материнства не срезал цветка ее девства; завернут в пелены, но ангелы пением своим воздают честь этим пеленам; сокрыт в пещере, но возвещает о Нем звезда, сияющая на небе». Одно и то же обрезание подтверждает истину о принятии человеческой природы, а имя, которое превыше всякого имени, предвещает славу величия.

 

ОТВЕТ                                                                                                                                Пс 5,12; 88,16-17

О. Возрадуются все уповающие на Тебя, Господи, вечно будут ликовать, и Ты будешь обитать с ними, и будут хвалиться Тобою * все любящие имя Твое.

Ст. Будут ходить во свете лица Твоего, Господи, и о имени Твоем вечно радоваться.

О. Все любящие имя Твое.

 

Или:

 

II ЧТЕНИЕ -2:

Из послания блаженного Генриха Сузо, священника, О почитании божественного имени Иисуса.

(Epist. XII: Opera latine reddita a Laurentio Surio,

Coloniae 1615, pp. 263 sqq.)

Положи меня как печать на Твое сердце

Всемогущий и вечный Бог просит чистую душу, чтобы она положила Его как печать на свое сердце. Поэтому каждый, искренне любящий Бога, должен всегда хранить на устах души набожные образы или же мысли, которые воспламеняют и вдохновляют его сердце любовью к Богу.

Ибо в этой земной жизни высочайшее совершенство состоит в том, чтобы часто вспоминать о Боге, часто сердцем вздыхать о Нем, часто говорить о Нем, запоминать Его слова, действовать и оставлять все ради Него, в том, чтобы смотреть лишь на Него и поступать в согласии с Его замыслом. Пусть наши очи с любовью всматриваются в Него, пусть наши уши вслушиваются в Его  наставления, а сердце, чувства и душа пусть окружают Его любовью. Когда же оскорбим Его, то примиримся с Ним в молитве. Когда Он испытывает нас, будем переносить это со спокойствием; когда укроется от нас, будем  искать Его, не переставая, пока не найдем, а найдя, станем держаться Его, как следует.

Движемся или стоим, пьем или вкушаем пищу - всегда должна быть в нашем сердце запечатлена сия величайшая драгоценность - имя Иисуса. А когда не можем сделать ничего иного, то, по крайней мере, сердце наше пусть прильнет к Нему своим взором.

Станем же всегда носить на устах Его сладостнейшее имя, а во бдении действительно столь сильно о Ним помнить, чтобы, уснув, видеть Его и во сне; чтобы могли мы сказать вместе с пророком: „Вечный Господи, сладчайшая Премудрость, как добр Ты к душе, которая ищет Тебя и только Тебя одного жаждет”.

Таково, вне всякого сомнения, наилучшее упражнение из всех возможных. Действительно, непрестанная молитва становится как бы венцом всех других упражнений: к ней, как к цели, все они направляются. Чем же иным, вопрошаю я, занимаются на небесах, как ни созерцают Бога, любят Его и восхваляют?

Посему чем более прильнут наши сердца с любовью к Господу нашему, а также чем  чаще будем мы созерцать и заключать в объятия сердца сию Вечную Премудрость, тем нежнее Она обнимет нас и в этой, и в грядущей жизни.

 

ОТВЕТ                                                                                                                                                Пс 51, 11; 105, 47

О. Буду уповать на имя Твое, * ибо оно благо пред святыми Твоими.

Ст. Дабы исповедовать святое имя Твое и хвалиться Твоею славою.

О. Ибо оно благо пред святыми Твоими.

 

Если отмечается праздник: ГИМН Тебя Бога хвалим.

Молитва как в Утрене.

 

УТРЕНЯ

ГИМН

Ты, Иисусе, – дивный Царь

Ты, знаменье победное

Ты сладость неизбывная

Ты всех сердец желание

 

Когда Ты в сердце царствуешь

В нем свет сияет истинный

Уходит мира суетность

Душа любовью полнится

 

О сердца сладость, Господи,

Духовный свет, родник живой

Ты выше всякой радости

Превыше ожидания.

 

Придите все ко Господу,

К Его любви приникните

Ищите сердцем искренним

Иисуса милосердного.

 

Тебе, Иисусе, сердца песнь,

Тебя уста превознесут

К Тебе все помыслы ведут

Сейчас и в жизни будущей. Аминь.

 

ПСАЛМОДИЯ

Псалмы берутся из утрени воскресенья 1 недели.

 

Ант. 1 Где двое или трое собраны во имя Мое, * там Я посреди них.  

Ант. 2 Чего ни попросите у Отца во имя Мое, то сделаю,* да прославится Отец в Сыне. / Если чего попросите во имя Мое, / Я то сделаю.

Ант. 3 Все, что вы делаете, словом или делом,*  все делайте во имя Господа Иисуса Христа, / благодаря через Него Бога и Отца.

 

КРАТКОЕ ЧТЕНИЕ                                                                                                                        Тит 2,11-14

Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

 

ОТВЕТ

С. Уповают на Тебя *знающие имя Твоё. Н. Уповают на Тебя. С. Ибо Ты, Господи, не оставляешь ищущих Тебя. Н. Знающие имя Твоё. С. Слава Отцу. Н. Уповают на Тебя.

 

Ант. к Песни Захарии: Иисус имеет священство непреходящее, * посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, / будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Или, особенно когда поётся: Он дал Себя, чтобы избавить народ *и снискать Себе имя вечное.

 

ПРОШЕНИЯ из текущего дня недели.

 

Молитва

Боже, Ты соделал Своего Единородного Сына спасителем человеческого рода и повелел дать Ему имя Иисус. Позволь нам на небесах наслаждаться созерцанием Того, Чье пресвятое имя мы чтим на земле. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

 

Или как в Вечерне.

 

ВЕЧЕРНЯ

ГИМН как в Утрене.

 

ПСАЛМОДИЯ

 

Ант. 1 Апостолы пошли из синедриона, радуясь, * что за имя Иисуса удостоились принять бесчестие.

Псалом 112

Хвалите, рабы Господни,*

 хвалите имя Господне.

Да будет имя Господне благословенно *

отныне и вовек.

От восхода солнца до запада *

да будет прославляемо имя Господне.

Высок над всеми народами Господь; *

превыше небес слава Его.

Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, *

приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;

из праха поднимает бедного, *

из грязи возвышает нищего,

чтобы посадить его с князьями, *

с князьями народа его;

бесплодную вселяет в дом матерью,

радующеюся о детях?

Ант. Апостолы пошли из синедриона, радуясь, * что за имя Иисуса удостоились принять бесчестие.

 

Ант. 2 Всякий день в храме и по домам * апостолы не переставали учить и благовествовать / об Иисусе Христе.         

Псалом 134

Хвалите имя Господне, *

хвалите, рабы Господни,

стоящие в доме Господнем, *

во дворах дома Бога нашего.

Хвалите Господа, ибо Господь благ; *

пойте имени Его, ибо это сладостно,

ибо Господь избрал Себе Иакова, *

Израиля в собственность Свою.

Я познал, что велик Господь, *

и Господь наш превыше всех богов.

Господь творит все, что хочет, +

на небесах и на земле, *

на морях и во всех безднах;

возводит облака от края земли, +

творит молнии при дожде, *

изводит ветер из хранилищ Своих.

Он поразил первенцев Египта, *

от человека до скота,

послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, *

на фараона и на всех рабов его.

Поразил народы многие *

и истребил царей сильных:

Сигона, царя Аморрейского, +

и Ога, царя Васанского, *

и все царства Ханаанские;

и отдал землю их в наследие, *

в наследие Израилю, народу Своему.

Господи! имя Твое вовек; *

Господи! память о Тебе в род и род.

Ибо Господь будет судить народ Свой *

и над рабами Своими умилосердится.

Идолы язычников - серебро и золото, *

дело рук человеческих:

есть у них уста, но не говорят; *

есть у них глаза, но не видят;

есть у них уши, но не слышат, *

и нет дыхания в устах их.

Подобны им будут делающие их *

и всякий, кто надеется на них.

Дом Израилев! благословите Господа. *

Дом Ааронов! благословите Господа.

Дом Левиин! благословите Господа. *

Боящиеся Господа! благословите Господа.

Благословен Господь от Сиона, *

живущий в Иерусалиме!

Ант. Всякий день в храме и по домам * апостолы не переставали учить и благовествовать / об Иисусе Христе.         

 

Ант. 3 Пред именем Иисуса преклонится всякое колено * небесных, земных и преисподних.

Песнь Флп 2, 6-11

Христос Иисус, будучи в образе Божием, *
не держался за равенство с Богом;

но уничижил Себя Самого, †
приняв образ раба, *
став в подобии человеческом

и по виду став как человек; *
смирил Себя,

быв послушным даже до смерти, *
и смерти крестной.

Посему и Бог превознёс Его *
и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы перед именем Иисуса †
преклонилось всякое колено *
на небесах, земле и в преисподней,

и всякий язык исповедал, что Иисус Христос — Господь *
во славу Бога Отца.

Ант. Пред именем Иисуса преклонится всякое колено * небесных, земных и преисподних.

 

КРАТКОЕ ЧТЕНИЕ                                                                                                                                       ср. 2 Фес 1,1-12

Бог наш да соделает вас достойными звания и совершит всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

                              

ОТВЕТ

С. Величайте Господа со мною, * и превознесем имя Его вместе. Н. Величайте. С. Восславим великое и страшное имя Господне, ибо свято оно. Н. И превознесем. С. Слава Отцу и Сыну. Н. Величайте.

 

Ант. к Песни Марии: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, * и напишу на нем имя Бога Моего, / и имя Мое новое.

Или, особенно когда поётся: Наречешь Ему имя Иисус, * ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

 

ПРОШЕНИЯ из текущего дня недели.

 

Молитва

Даруй нам, Господи Иисусе, постоянный страх и любовь к Твоему Святому Имени, ибо Ты никогда не оставляешь тех, кого утвердил в любви Твоей. Ты живущий и царствующий с Богом Отцом в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

 

Или как в Утрене.