28 января, Св. Фома Аквинский, священник и Учитель Церкви PDF Печать Email
Доминиканская Литургия Часов

Праздник

 

Фома родился в замке Роккасекка, в Италии в 1225 г. С ранней юности избрал Орден Проповедников и вопреки решениям семьи в 1244 году вступил в него в Неаполе. Образование получил в лучших университетах того времени: в Кёльне, Париже, Риме и Неаполе. Прославился исключительно непорочной жизнью и верностью в соблюдении монашеских правил. Предназначение Ордена служить Слову Божию в добровольной бедности исполнял, много лет усердно занимаясь богословием – в поиске истины, которую надлежит созерцать и передавать другим. Посвятил служению Истине все свои способности. Стремился черпать её из любых источников и искренне желал делиться ею с другими. Отличался смирением и благородством нравов. Стал знаменитым учителем богословия и красноречивым проповедником Евангельской истины. Передал другим и оставил в наследие многое из того, что постиг сам из Божественной и человеческой мудрости, доказал, что существует тесная связь между Божественным откровением и человеческим разумом.

Особым почитанием окружал Христа Спасителя, особенно Распятого и в Пресвятой Евхаристии, что выразил в написанных им литургических текстах. Пылал сыновней любовью к Пресвятой Деве Марии. Скончался в аббатстве Фоссанова 7 марта 1274 г., по пути на собор в Лионе. Папа Иоанн XXII причислил его к лику святых 18 июля 1323 года. 11 апреля 1567 г. св. Папа Пий V провозгласил его пятым Учителем Западной Церкви. 4 августа 1880 года Папа Лев XIII объявил Фому Аквинского покровителем всех университетов и других католических учебных заведений. В связи с литургической реформой праздник отмечается 28 января, в день перенесения мощей св. Фомы в Тулузу.

ПРЕДНАЧИНАНИЕ

Ант. Господу, Источнику премудрости, * придите, поклонимся.

Или, особенно когда поётся: Наступает торжественное празднество Ангельского Учителя Фомы; * да славит его Церковь молитвами своими.

 

ЧАС ЧТЕНИЙ

ГИМН как в Утрене.

 

ПСАЛМОДИЯ

Можно использовать на выбор одну из двух серий антифонов. Антифоны серии А выбраны из текстов Священного Писания, антифоны серии Б – из трудов Святого.

 

Антифон 1

Серия А: Господи, пред Тобою все желания мои, * и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

Серия Б: Любовь Божия действует так, * что весь человек без колебаний стремится к Богу.

 

Псалом 40 (39), 2-14.17-18

I

Твердо уповал я на Господа, +

и Он приклонился ко мне *

и услышал плач мой;

     извлек меня из страшного рва, *

     из тинистого болота,

и поставил на камне ноги мои *

и утвердил стопы мои;

     и вложил в уста мои новую песнь - *

     хвалу Богу нашему.

Увидят многие и убоятся *

и будут уповать на Господа.

     Блажен человек, который на Господа уповает, +

     и не обращается к гордым *

     и к уклоняющимся ко лжи.

Много соделал Ты, Господи, Боже мой: +

в чудесах и помышлениях Твоих о нас - *

кто уподобится Тебе! -

     хотел бы я проповедовать и говорить о них, *

     но они слишком многочисленны.

Жертвы и приношения Ты не восхотел;*

Ты открыл мне уши;

     всесожжения и жертвы за грех *

     Ты не потребовал.

Тогда я сказал: вот, иду; *

 в свитке книжном написано о мне:

     я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, *

     и закон Твой у меня в сердце.

Серия А: Господи, пред Тобою все желания мои, * и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

Серия Б: Любовь Божия действует так, * что весь человек без колебаний стремится к Богу.

 

 

Антифон 2

Серия А: За то, что ты просил себе мудрости * вот, Я сделаю по слову твоему: / вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, / говорит Господь.

Серия Б: Любовью Божией творится * и изливается благо во все вещи.

II

Я возвещал правду Твою в собрании великом; +

И не удерживал уст моих: *

Ты, Господи, знаешь.

     Правды Твоей не скрывал я в сердце моем, *

     возвещал верность Твою и спасение Твое,

не утаивал милости Твоей *

и истины Твоей пред собранием великим.

      Не удерживай, Господи, *

      щедрот Твоих от меня;

милость Твоя и истина Твоя *

да охраняют меня непрестанно,

     ибо окружили меня беды неисчислимые; *

     гнетут меня беззакония мои, так что видеть не могу:

их более, нежели волос на голове моей; *

сердце мое изнемогает.

     Благоволи, Господи, избавить меня; *

     Господи! поспеши на помощь мне.

Да радуются и веселятся Тобою *

все ищущие Тебя,

      и любящие спасение Твое *

      да говорят непрестанно: «велик Господь!»

Я же беден и нищ, *

но Господь печется обо мне.

     Ты - помощь моя и избавитель мой, *

     Боже мой! не замедли.

Серия А: За то, что ты просил себе мудрости * вот, Я сделаю по слову твоему: / вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, / говорит Господь.

Серия Б: Любовью Божией творится * и изливается благо во все вещи.

 

Антифон 3

Серия А: О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, * чтобы и вы имели общение с нами.

Серия Б: Божье присутствие можно познать лишь на опыте, * ибо выразить его словами невозможно.

 

Псалом 27 (26) , 1-6

 

Господь - свет мой и спасение мое:*

кого мне бояться?

      Господь крепость жизни моей:*

      кого мне страшиться?

Если будут наступать на меня злодеи,*

противники и враги мои,

      чтобы пожрать плоть мою,*

      то они сами преткнутся и падут.

Если ополчится против меня полк,*

не убоится сердце мое;

      если восстанет на меня война,*

      и тогда буду надеяться.

Одного просил я у Господа,*

того только ищу,

      чтобы пребывать мне в доме Господнем *

      во все дни жизни моей,

созерцать красоту Господню *

и посещать святой храм Его,

      ибо Он укроет меня *

      в скинии Своей в день бедствия,

скроет меня в потаенном месте селения Своего,*

вознесёт меня на скалу.

      Тогда вознесётся голова моя *

      над врагами, окружающими меня;

и я принесу в Его скинии жертвы славословия,*

стану петь и воспевать пред Господом.

Серия А: О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, * чтобы и вы имели общение с нами.

Серия Б: Божье присутствие можно познать лишь на опыте, * ибо выразить его словами невозможно.

 

С. У Тебя Господи источник жизни;

В. И во свете Твоем мы видим свет.

 

I ЧТЕНИЕ:

Из Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова.                                                   Сир 39, 1-14

Мудрец, сведущий в Писании

      Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей.

      Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем; будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми. Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих.

      Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума, будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа; он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня.

      Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек; память о нем не погибнет, и имя его будет жить в роды родов. Народы будут прославлять его мудрость, и общество будет возвещать хвалу его; доколе будет жить, он приобретет большую славу, нежели тысячи; а когда почиет, увеличит ее.

 

ОТВЕТ                                                                                                  Сир 24,35-37

О. Я буду изливать учение, как пророчество, * и оставлю его в роды вечные.

Ст. Видите, что я трудился не для себя одного, но для всех, ищущих премудрости.

О. И оставлю его в роды вечные.

Или, особенно когда поётся:                                                                  Прем 9,10.4

О. Ниспошли, Господи, премудрость от престола славы Твоей, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, * и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою.

Ст. Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость.

О. Чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою.

 

 

II ЧТЕНИЕ - 1:

Из бесед святого Фомы Аквинского, священника.

(In duo praecepta caritatis et decem legis praecepta:

Opuscula theologica 4, Ed. Leonina)

Закон Божественной любви есть закон всех человеческих поступков

      Поскольку очевидно, что не все могут быть учёными, Христос дал нам как бы краткое правило, чтобы оно было всем понятно, и чтобы никто не мог оправдать себя незнанием. Это закон божественной любви. Свой скорый приговор исполнит над землей этой Господь.

      Следует знать, что закон этот должен быть мерилом всех человеческих деяний. Так же, как всякое произведение искусства будет признано хорошим и достойным, если будет отвечать требованиям искусства, так и всякий человеческий поступок будет правильным и добродетельным, если будет подчинён закону любви Божией. Если же он не будет согласован с ним, то не будет ни хорошим, ни правильным, ни совершенным.

Закон Божественной любви есть закон всех человеческих поступков

      Закон Божественной любви вызывает в человеке четыре крайне желанных вещи. Во-первых является в нём источником духовной жизни. Ибо очевидно, что по закону естества любимый находится в любящем. Отсюда следует, что тот, кто любит Бога, как бы обладает Им внутри себя: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В самой природе любви заключено то, что любящего она делает любимым. Поэтому, если мы любим Бога, уподобляемся Ему: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Святой Августин говорит: Как душа есть жизнь тела, так Бог есть жизнь души. Так и душа совершает деяния добродетельные и совершенные, когда действует под влиянием любви, посредством коей Бог обитает в ней. Без любви же душа не может делать ничего: не любящий пребывает в смерти. И даже если кто-то будет обладать всеми дарами Святого Духа, но не будет иметь любви, то не будет иметь и жизни. Будет ли это дар говорения языками, или же дар веры, или какой-нибудь иной из пророческих даров, без любви он не даст жизни. Ибо если мёртвое тело убрать золотом и драгоценными камнями, оно всё же так и останется мёртвым.

      Во-вторых, любовь позволяет исполнять заповеди Божии. Святой Григорий говорит, что любовь Божья не бездействует. Если она есть, то творит великие дела, если нет дел, то нет и любви. Нам ведомо сколь великие и трудные дела может совершить любящий ради любимого, посему, и говорит Господь: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое. Кто исполняет заповедь и закон божественной любви, тот исполняет весь закон.

      Третий плод любви - защита от неприятелей. Тому, в ком есть любовь, ничто не может повредить, наоборот – всё обращается во благо: любящим Бога все содействует ко благу. Напротив, всё трудное и противное кажется желанным, как и самим нам ведомо.

      Наконец, четвёртое благо, какое нам даёт любовь - это путь к жизни вечной, ибо только тем, кто любит, обещано вечное блаженство. Всё то, в чём нет любви, несовершенно. И нужно знать, что различие степеней вечного блаженства зависит исключительно от степени любви, а не от какой-либо иной добродетели. Было много таких, что постились больше чем Апостолы, но эти последние блаженнее всех прочих именно по преимуществу любви.

      (Таким образом, мы рассмотрели четыре рода вещей, которые даёт любовь. Во-первых, любовь даёт прощение грехов. Мы видим это явственно на собственном примере. Если кто-то кого-нибудь обидел, но после проявляет к нему горячую любовь, то получает прощение. Особенно хорошо это видно на примере Магдалины: прощаются грехи ее многие и указана причина: за то, что она возлюбила много. Возможно, кто-то скажет: итак, достаточно одной любви, покаяние для отпущения грехов не нужно. Однако обратим внимание, что никто не может истинно любить, если искренне не раскается.

      Далее: любовь - источник просвещения сердца. Написано в книге Иова: все мы погружены во мрак. Ибо часто мы не знаем, что должны делать и чего желать. Любовь же наставляет нас о всём необходимом для спасения: Его помазание учит вас всему. Отсюда следует, что там, где есть любовь, пребывает также Дух Святой, Который всё обновляет и ведёт нас прямыми стезями. Любовь вызывает в человеке совершенную радость, а также поселяет в нём совершенный мир. Наконец, любовь премного возвышает человека. Любовь  превращает раба в свободного и в друга. Любовь делает не только свободными, но даже детьми, чтобы нам называться и быть детьми Божиими: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу. И хотя все дары исходят от Отца света, но этот дар, то есть дар любви, все другие дары превосходит. Ибо если всеми другими дарами можно обладать без любви и Святого Духа, то для любви Святой Дух совершенно необходим).

 

ОТВЕТ

О. От Небесного Источника снизошло на Фому изобилие мудрости, подобно чистому потоку вод; он же приумножил полученную благодать, когда потоками своих знаний * напитал святую Церковь.

Ст. Краткий слог, приятная речь, возвышенный, ясный, здравый образ мыслей.

О. Напитал всю святую Церковь.

 

Или:

 

II ЧТЕНИЕ - 2:

Из трудов святого Фомы Аквинского, священника.

(De rationibus fidei, Ed. Leonina, t. 40, Romae 1969, pp. 56 sqq.)

Немудрое Божие премудрее человеков.

      Христос избрал родителей бедных, но совершенных в добродетели, чтобы никто не хвалился только лишь плотской знатностью и богатством предков. Он вёл жизнь в бедности, чтобы научить нас пренебрегать богатством, не занимал никаких высоких постов, чтобы отвратить людей от неупорядоченной жажды власти, трудился, испытывал голод, жажду и изнурение тела, чтобы люди не предавались роскоши и удовольствиям, и чтобы превратности сей жизни не отвращали их от благ добродетели.

      Наконец, Он принял смерть, дабы никто из страха перед смертью не отрёкся от истины. А чтобы никто не страшился умереть с позором ради правды, Он избрал себе самый позорный род казни, а именно смерть на кресте. Итак, было уместно, чтобы Сын Божий, Который стал человеком, претерпел смерть, дабы Своим примером пробудить в людях стремление к добродетели и сделать истинным то, что говорит Пётр: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

      Если бы он был богат в мире, могуществен и занимал какой-нибудь высокий пост, то можно было бы помыслить, что Его учение и чудеса были приняты под влиянием человеческого благоговения или под нажимом власти. Именно для того, чтобы сила дел Божиих стала очевидной, Он избрал всё отверженное и слабое в очах мира: бедную матерь, жизнь в нищете, необразованных учеников и проповедников, отверженность и осуждение, даже до смерти, великими мира сего. Таким образом должно было ясно открыться, что Его чудеса и учение были приняты силой не человеческой, но Божией.

      В связи с этим следует ещё поразмыслить о том, что по тому же самому плану Промысла, по коему Сын Божий став человеком, желал пострадать сам, желал Он чтобы и ученики Его, которых Он поставил слугами спасения людей, были пренебрегаемы в сем мире. Поэтому не избрал Он учёных и высокородных, но неграмотных и незначительных, то есть простых рыбаков. Посылая же их трудиться о спасении людей, Он повелел им хранить бедность, переносить гонения и оскорбления, и даже принять смерть за правду, так чтобы не казалось, будто их проповедь устремлена к какой-то земной выгоде, и чтобы спасение мира не приписывалось мудрости и силе человеческой, но исключительно Божией. Поэтому в Его учениках тоже было достаточно Божией силы, творящей чудеса, хоть в глазах мира они казались презренными.

      Итак, было это необходимо для человеческого спасения: так люди должны были научиться не полагаться в гордыне своей на самих себя, но на Бога. Ибо совершенство человеческой праведности требует того, чтобы человек всецело предал себя Богу и от Него ожидал всех благ и благодарил за полученные.

 

ОТВЕТ                                                                                               2 Тим 4, 8; 1, 12

О. Готовится мне венец правды, который даст мне Господь, * праведный Судия, в день оный.

Ст. Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силён сохранить залог мой.

О. Праведный Судия, в день оный.

 

Или:

 

II ЧТЕНИЕ - 3:

Из собеседований святого Фомы Аквинского, священника

(Collatio 6 super Credo in Deum)

Крест есть образец всяческой добродетели

      Были ли необходимы для нас Страсти Сына Божия? Совершенно, и двояким образом: как лекарство от греха и как образец для подражания. Страсти Христовы всего прежде суть лекарство, ибо в них мы обретаем убежище от всякого зла, коему рабствуем по грехам нашим.

      Но не менее пользы нам в них, ибо они суть образец, могущий изменить жизнь нашу. Если кто стремится к совершенной жизни, - надлежит ему отвергнуть то, что было отвергнуто Христом распятым, и устремиться к тому, к чему Он стремился. Крест есть образец всех, без изъятия, добродетелей.

      Взыскуешь ли образца любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Сие и соделал Христос на Кресте, отдав за нас жизнь Свою, и потому не может нам явиться непреодолимым препятствием никакое противление, ради Него же.

      Взыскуешь долготерпения? Величайшее обретёшь Крестом. Долготерпение может быть велико по двум причинам: если кто-либо претерпевает ужасное зло с терпением, или когда сносит зло, коего мог бы избегнуть. Христос на Кресте подаёт пример и первого, и второго. Ибо «страдал, и не открывал уст Своих; как овца ведён был Он на заклание и не отверзал уст Своих». Воистину, велико долготерпение Христа распятого: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление».

      Взыскуешь образца смирения? Воззри на Распятого. Се, восхотел Бог предстать пред судилищем Понтия Пилата и умереть.

      Взыскуешь образца послушания? Следуй за Тем, Кто был послушен Отцу даже до смерти: «Преступлением одного, Адама, всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание».

      Взыскуешь образца отвержения мирского? Следуй за Тем, Кто есть «Царь царствующих и Господь господствующих, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения», за Тем, Кто на Кресте всего совлёкся, осмеян был, Кого пронзило копьё, и, наконец, за Тем, Кому дали пить уксус и желчь. Итак, не привязывайся к одеяниям и сокровищам, ибо «и ризы Мои делили меж собою», ни к славе, ибо над Ним глумились и Его подвергли бичеванию, ни к почестям, ибо «сплетши венец из терна, возложили на главу Мою», ни к роскоши, ибо «и в жажде Моей напоили Меня уксусом».

 

ОТВЕТ                                            

                                             Прем 7,7-8;9,17

О. Я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости. * Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею.

Ст. Кто познал бы волю Твою, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святого Духа Твоего?

О. Я предпочел ее скипетрам...

 

ГИМН Тебя Бога хвалим.

Молитва как в Утрене.

 

УТРЕНЯ

ГИМН

 

Сиянье славы Отчей, Слово правды,

Ты сотворил всё сущее на свете,

Тебе поём мы гимны прославленья,

Податель жизни.

 

Ты, что Свою невесту освещаешь,

И хлебом истины питаешь неустанно,

Послал ей светоч разума и правды -

Фому святого.

 

Живя смиренно и благочестиво,

Он был настойчив на путях познанья,

А в кротости своей души невинной

Был словно ангел.

 

Послушный сын святого Доминика,

Он в Ордене – как месяц в небе звездном,

Святой, смиренной, непорочной жизни

Пример являя.

 

И, восхищаясь множеством творений,

Что Доктор Ангелический оставил,

Мы просим нас хранить молитвой,

Вести ученьем.

 

Христе и Отче с духом Утешенья,

Петь Вам хвалу желаем неустанно

Вместе с Фомою там, где пребывает

Свет негасимый. Аминь.

 

 

ПСАЛМОДИЯ

Люди Ветхого Завета пели старые песни, а все люди Нового Завета поют песнь новую, которую принёс новый человек, Христос. Новый народ поёт новое. (св. Фома Аквинский)

 

1 Ант. Жаждущему дам даром от источника воды живой * и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Псалмы и песнь из Утрени 1 воскресенья псалтири

2 Ант. Он возвеселил Церковь делами своими,* и память его до века благословенна.

3 Ант. Сердцем своим он с раннего утра обращался ко Господу создавшему его, * и молился пред лицом Всевышнего.

 

КРАТКОЕ ЧТЕНИЕ                                                                                                        1 Кор 2,6-10а

Мы проповедуем мудрость между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим.

 

ОТВЕТ

С. Среди Церкви * открыл уста его. Н. Среди Церкви. С. И преисполнил его Господь духом премудрости и разума. Н. Открыл уста его. С. Слава Отцу и Сыну. Н. Среди Церкви.

 

Ант. к Песни Захарии: Благословен Господь, * из любви к Которому святой Фома учился, / бодрствовал на молитве и трудился.

Или, особенно когда поётся: Восхвалим Христа, Царя славы, * Который через Фому, светоча Церкви / наполняет мир ученьем благодати.

 

ПРОШЕНИЯ

Вознесём хвалу Христу Господу, Который соблаговолил просветить Церковь Свою учением и заслугами святого Фомы:

Ты сияние Отца, Ты всех надежда вечная.

Господи, Ты сказал: Я путь и истина и жизнь,

      - слава Тебе за Фому, которого Ты сделал усердным искателем истины и нашим проводником к совершенной жизни.

Господи, Ты сказал: поступающий по правде идет к свету,

      - слава Тебе от несметного множества людей во всем мире, которые стремятся поступать по истине, которую познали.

Слово, через Которое всё начало быть,

      - слава Тебе за данный человеку разум, при помощи которого он может познавать Бога и править миром.

Свет от Света и сияние славы Отчей,

      - слава Тебе от тех, кто стремится ещё лучше познавать Тебя, чтобы говорить о Тебе братьям.

 

(Братья, по Божией благодати мы освободились от рабства и стали детьми Божьими, поэтому дерзаем взывать к Нему:)

Отче наш.

Молитва

Боже, в святом Фоме Ты даровал Церкви Своей провозвестника истины Твоей и образец святой жизни. Ради его заслуг и по его примеру дай нам непрестанно и искренне искать Тебя и любить превыше всего. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

 

Заключительное благословение

С. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.

С. Да благословит вас Бог, позволивший святому Фоме проникнуть в Свои тайны, дабы и вы любили Его в истине.

Н. Аминь.

С. Да благословит вас Всемогущий Бог + Отец, и Сын, и Дух Святой.

Н. Аминь.

С. Идите в мире Христовом.

Н. Благодарение Богу.

 

ДНЕВНОЙ ЧАС

Антифоны и псалмы из Последования текущего дня.

 

ЧАС ТРЕТИЙ

Краткое чтение                                                                                           1 П 3, 15

 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Ст. Я избрал путь истины.

Отв. Прилепился к откровениям Твоим, Господи.

 

ЧАС ШЕСТОЙ

Краткое чтение                                                                                   Иак 1, 5-6

Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

Ст. Мудрость почила в его сердце.

Отв. И благоразумие в словах уст его.

 

ЧАС ДЕВЯТЫЙ                            

Краткое чтение                                                                                  Иак 3, 17-18

Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Ст. Господь напитал его хлебом жизни и знания.

Отв. И водою спасительной мудрости напоил его.

Молитва как в Утрене.

 

ВЕЧЕРНЯ

ГИМН как в Утрене.

 

ПСАЛМОДИЯ

Можно использовать одну из двух серий антифонов. Антифоны серии А взяты из текстов Священного Писания, серии Б из григорианского хорала.

 

Антифон 1

Серия А: Я, по данной мне от Бога благодати, * как мудрый строитель, положил основание, / а другой строит на нём.

Серия Б: Мудрость есть сияние вечного света * и зерцало без изъяна.

Псалом 127 (126)

Если Господь не созиждет дома, *

напрасно трудятся строящие его;

      если Господь не охранит города, *

      напрасно бодрствует страж.

Напрасно вы рано встаете, поздно ложитесь, *

едите хлеб печали,

      тогда как возлюбленного Своего*

      Он одаривает и во сне.

Вот наследие от Господа: дети; *

награда от Него - плод чрева.

      Что стрелы в руке сильного, *

      то сыновья, рождённые в молодости.

Блажен человек, *

который наполнил ими колчан свой!

      Не останется он в стыде, *

когда будет говорить с врагами в воротах.

Серия А: Я, по данной мне от Бога благодати, * как мудрый строитель, положил основание, / а другой строит на нём.

Серия Б: Мудрость есть сияние вечного света * и зерцало без изъяна.

 

Антифон 2

Серия А: Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

Серия Б: Не нашлось никого подобного ему * в соблюдении закона Всевышнего.

Псалом 111 (110)

Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим *

в совете праведных и в собрании.

      Велики дела Господни, *

      вожделенны для всех, кто любит их.

Дело Его - слава и красота, *

и правда Его пребывает вовек.

      Памятными соделал Он чудеса Свои; *

      милостив и щедр Господь.

Пищу дает боящимся Его; *

вечно помнит завет Свой.

      Силу дел Своих явил Он народу Своему, *

      чтобы дать ему наследие язычников.

Дела рук Его - истина и суд; *

все заповеди Его верны,

      тверды на веки и веки, *

      основаны на истине и правоте.

Избавление послал Он народу Своему; +

заповедал на веки завет Свой. *

Свято и страшно имя Его! *

      Начало мудрости - страх Господень; +

      разумны все, исполняющие заповеди Его. *

      Хвала Ему пребудет вовек.

 

Серия А: Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

Серия Б: Не нашлось никого подобного ему * в соблюдении закона Всевышнего.

 

Антифон 3

Серия А: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, * озарил наши сердца, / дабы просветить нас познанием славы Божией / в лице Иисуса Христа.

Серия Б: Премудрость построила себе дом, * растворила вино и приготовила у себя трапезу, / аллилуйя.

Песнь Кол 1, 3. 12-20

Возблагодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, *

Сделавшего нас достойными участвовать в наследии святых во свете,

      избавившего нас от власти тьмы *

      и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

в Котором мы имеем Кровию Его искупление *

и прощение грехов,

      Он - образ Бога невидимого, *

      рожденный прежде всякой твари;

ибо Им создано все, что на небесах и что на земле,*

видимое и невидимое:

      престолы и господства, начальства и, власти, - *

      все Им и для Него создано;

и Он есть прежде всего, *

и все Им стоит.

      И Он есть глава тела Церкви; +

      Он - Начало, Первенец из мертвых, *

дабы Ему первенствовать во всем,

ибо благоугодно было Богу, *

чтобы в Нём обитала всякая полнота,

      и чтобы посредством Его *

      примирить с Собою всё,

умиротворив, через Него, Кровию креста Его, *

и земное и небесное.

 

Серия А: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, * озарил наши сердца, / дабы просветить нас познанием славы Божией / в лице Иисуса Христа.

Серия Б: Премудрость построила себе дом, * растворила вино и приготовила у себя трапезу, / аллилуйя.

 

КРАТКОЕ ЧТЕНИЕ                                                                                            1 Кор 12, 8-11

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

 

ОТВЕТ

С. Премудрость его * возглашают народы. Н. Премудрость его. С. И славу его возвещает Церковь. Н. возглашают народы. С. Слава Отцу и Сыну. Н. Премудрость его.

 

Ант. к Песни Марии: Бог даровал ему многую мудрость, * которой он без хитрости научился / и без зависти преподавал.

Или, особенно когда поётся: Посреди Церкви Бог открыл уста его * и наполнил его духом мудрости и разума.

 

ПРОШЕНИЯ.

Усердно попросим Бога, в Котором нет никакой тьмы, чтобы Он просветил умы людей лучами Своего света и не переставал владычествовать над ними:

Да пребудет над нами свет Господень

Творец неизреченный, Ты всё расположил мерою, числом и весом,

      - даруй усердие ученым и творцам, ищущим Тебя, мудрость обретающим Тебя, талант проповедующим Тебя.

Боже, в Тебе мы живём и движемся и существуем,

      - позволь всем народам, ищущим Тебя, найти Тебя и соединиться с Тобою.

Ты даровал рабу Твоему Фоме смирение сердца и величие духа,

      - уподобь ему всех, кому Ты поручил возвещать миру истины веры.

Ты сделал неспокойным сердце наше, пока не успокоится в Тебе,

      - веди нас путями Своими к свету, в котором обитаешь.

Боже, многие при жизни искали Тебя вслепую, и отошли отсюда, не успев прозреть,

      - по милости Твоей даруй и им удел во свете со святыми.

(Завершим наши молитвы, прося Отца, чтобы вместе с хлебом насущным, Он дал нам истинную пищу для жизни вечной:)

Отче наш.

 

Молитва

Боже, по благодати Твоей святой Фома усердно стремился к святости и отличался глубиной познания божественных истин. Дай нам уразуметь его учение и подражать его поступкам. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

 

Или как в Утрене.

 

Заключительное  благословение

С. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.

С. Да благословит вас Бог, позволивший святому Фоме проникнуть в Свои тайны, дабы и вы любили Его в истине.

Н. Аминь.

С. Да благословит вас Всемогущий Бог + Отец, и Сын, и Дух Святой.

Н. Аминь.

С. Идите в мире Христовом.

Н. Благодарение Богу.

 

 

 

Добавить комментарий

Поиск