23 января, Бл. Генрих Сузо, священник PDF Печать Email

Факультативное воспоминание

Вместе с Майстером Экхартом и Иоганном Таулером блаж. Генрих принадлежит к славным представителям школы доминиканской духовности, называемой «рейнской мистикой». Этот почитатель премудрости Божией и Страстей Христовых родился близ г. Констанца в Германии, вероятно в конце XIII в. Его отец был неверующим дворянином, зато мать была очень набожной женщиной из семьи Сузо. Её фамилию и взял себе Генрих. Тринадцатилетним юношей он вступил в Орден св. Доминика в монастыре в Констанце. Нежный и впечатлительный по природе, он в течение первых пяти лет жизни в Ордене не отличался усердием, тем не менее, просвещённый божественной благодатью и преисполненный мистических даров, стал вести суровый образ жизни, терпеливо и молча перенося скорби и несправедливые наветы.

Генрих Сузо – автор сочинений, которые несколько веков оказывали сильное влияние на духовную жизнь людей. В наши дни они так же пользуются большим спросом у тех, кто хочет обогатить свою духовность. Его мистические сочинения, часть из которых написана по-немецки, постоянно переиздаются, особенно Horologium Sapientiae (Книга Вечной Премудрости), где говорится об очищении от чувственных соблазнов и о соединении с Богом в созерцании совершенства Христа и Его Страстей. Генрих сиял любовью и смирением, был обогащен небесными дарами и пылал любовью ко Христу, имя Которого он вырезал на своей груди. Скончался Генрих в Ульме 25 апреля 1366 г. Папа Григорий XVI одобрил его почитание 22 апреля 1831 г. Могила блаженного была утрачена во время религиозных войн в XVI в.

Общее Последование св. Пастырям или Монашествующим, кроме:

 

ЧАС ЧТЕНИЙ

II ЧТЕНИЕ:

Из писем блаженного Генриха Сузо, священника.

(Ep. 28: ed. K. Bihlmeyer, Heinrich Seuse, Deutsche Schriften, Stuttgart 1907, pp. 486-488.494)

Завещание, или же Устав любви

      Да святится в вас имя Божие, дабы могли вы с радостью почерпать воду из ран Иисуса Христа. Любовь Божия, истинный мир, глубокое смирение, черпаемые из праведного Сердца Христова, блаженное самозабвенье в обществе достойнейшего Сына Божия и Девы да будут уделом вашим! Вот приветствие, которое вместе с моим Отче наш, я шлю вам в Иисусе Христе.

      Хорошо усвойте, детки, что устремление души имеет пред Богом точно такую же ценность, что и дела. Поэтому при множестве занятий устремление имейте только к одному. Благодать в мире сем и слава в вечности, подаваемые из руки Божией, зависят более от устремления души, чем от внешнего совершенства дел, пусть даже кажущихся самыми великими и самыми святыми.

      Изо всех сил старайтесь стяжать все добродетели, но упование своё полагайте не в них, но лишь едино во Христе.

      К Нему в небесном отечестве устремляйте сердца ваши, а жизнь сия да будет вам как бы сладостным изгнанием, не через чувственное восприятие, но через горячее желание, стремление исполнить волю Божию и усердную заботу о Его славе. Радости и горести, боль и наслаждение, почёт и удовольствия, позор и наветы - всё принимайте из Его десницы. Повергайтесь к стопам Его из презрения к себе, столь полного и глубокого, чтобы никто не мог вам выказать большего. Радуйтесь славе Господа нашего, лишь на Него взирайте и Его любите, не ища удовольствий для себя самих. На Него всецело уповайте, не переставая проявлять свою любовь к Нему.

      Примите это, возлюбленные, от Бога и от меня, несчастного грешника и вашего искреннего друга. Что же? Хотите исповедать грехи ваши? «Охотно, милый брат». Не открывайте чужих грехов и не осуждайте того, кому не хотите подражать, но всех судите в самих себе с глубоким смирением.

      Хотите чувствовать Бога? Старайтесь осторожно войти внутрь себя. Хотите получить от Бога новый свет и новую благодать? Научитесь распознавать Его дары и благодарить за каждый полученный от Него дар.

      Хотите жить в Боге и чтобы Он жил в вас как в веке нынешнем, так и в вечности? Учитесь умирать для самих себя, ибо возвышеннейшая жизнь души кроется в умирании естественной воли. Суть этой смерти в отречении от радостей и страданий, а также от всего того, в чём мы, по нашему собственному выбору, ищем наслаждения или страдания. Цель этого в подражании Христу, нищему и нагому в Его нищете и наготе.

      Краткое правило состоит в следующем: усердно освобождайтесь от бренного, мудро очищайтесь от вымышленных вещей и без колебаний возноситесь к небесам вместе со Христом. Решительно и постоянно обуздывайте природу вашу. Будьте кротки в смирении и тогда научитесь распознавать всякую правду. Больше мне сказать нечего. Прощайте!

 

ОТВЕТ                                                                                                           Песн. 8,7

О. Большие воды не могут потушить любви, * и реки не зальют ее.

Ст. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.

О. И реки не зальют ее.

 

Молитва как в Утрене.

 

УТРЕНЯ

Ант. к Песни Захарии: Мы проповедуем Христа распятого, * Божию силу и Божию премудрость.

Или, особенно когда поётся: Кто последует за Мною, * тот не будет ходить во тьме, / но будет иметь свет жизни, говорит Господь.

 

Молитва

Боже, Ты призвал блаженного Генриха подражать Твоему Сыну и соделал его образцом аскетической жизни. Дай нам следовать за распятым Христом и неустанно ощущать Его утешение. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

 

ВЕЧЕРНЯ

Ант. к Песни Марии: Я обратил душу мою к мудрости * и в чистоте обрёл её. / В награду дал мне Господь язык красноречивый / и буду им славить Его

Или, особенно когда поётся: Всякая мудрость от Господа Бога, * всегда была с Ним и есть прежде веков.

 

Молитва как в Утрене.

 

 

Добавить комментарий

Поиск