Новена заступничеством св. Фомы Аквинского PDF Печать Email
(19-27 января)
Каждый день читается следующая молитва:
Святой Фома Аквинский, покровитель учащихся и католических школ, благодарю Бога за то, что Он наделил тебя дарами света и мудрости, и приобщил тебя к созиданию Церкви в любви. Благодарю Господа за глубину и богатство познания Бога, которое ты оставил нам в своих трудах. Ты не только был великим учителем, но и прожил благочестивую жизнь, а святость была самым горячим желанием твоего сердца. Хоть я не могу подражать блеску твоей премудрости, я стремлюсь стяжать смирение и любовь, которые наполняли твою жизнь. Как говорит св. Павел, любовь – самый большой дар, и он доступен каждому. Молись о том, чтобы я возрастал в святости и любви. Молись о католических учебных заведениях и всех, кто учится в них. Особо во время этой новены прошу тебя о … (сформулировать свою молитвенную просьбу). Аминь.
 
Первый день, 19 января
Святой Фома, призванный Богом

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10,37)
«Если первая часть его великого творения, Суммы Теологии, вся сосредоточена на Боге, вторая часть, более новаторская и пространная, пристально рассматривает долгий путь человека к Богу. В ней человеческое существо представлено как главная составляющая Божественного плана, для осуществления которого даны обильные естественные и сверхъестественные средства. Благодаря им, для человека стало возможным ответить на возвышенное призвание, открытое в Иисусе Христе, истинном Человеке и истинном Боге. В третьей части святой Фома вспоминает о том, что Воплощенное Слово, именно потому, что является истинным Человеком, открывает в себе самом достоинство каждого человеческого существа, и является Путем для возвращения всего сущего к своему Началу, Богу. Христос, таким образом, истинная Жизнь человека. Святой Фома, резюмируя путь человечества в трех аспектах – первоначальном, историческом и эсхатологическом – замечает, что всякая вещь исходит из рук Божьих, омывающих нас потоками благостных даров. Все сосредотачивается в человеке, и, прежде всего, в Богочеловеке, Христе; все должно вернуться к Богу посредством Христа и христиан». (Из выступления Иоанна Павла II на Международном Конгрессе Томистов в 2003 году)
Святой Фома, с детства ты был убежден в своем призвании к монашеству. Несмотря на возражения семьи, ты был полон решимости ответить на призыв Бога. Даже когда братья похитили тебя и заточили в твоем собственном доме, ты не отказался от призвания, а ждал, когда пробьёт Божий час.
Святой Фома, молись за всех молодых, перед которыми стоит вопрос призвания. Помоги им открыть сердца призыву Бога. Вдохнови их на выбор любви к Богу и бескорыстной любви к ближнему. Кем бы они ни стали, помоги им смотреть на избранную дорогу как на путь служения. Да будут супружеские пары, одинокие люди, священники и монахи созидателями Церкви благодаря тому, что их жизнь будет исполнена бескорыстной преданности, благочестия и любви.  
Читается ежедневная молитва
 
Второй день, 20 января
Святой Фома, поборник целомудрия

Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.  (1 Фес 4,7)
О, Благой Иисус, знаю, что всякий дар совершенный, и особенно дар целомудрия, зависит лишь от помощи Твоего всемогущего Провидения, и что никакое творение ничего не может добиться без Твоей поддержки. Поэтому смиренно прошу Тебя сохранить чистоту и невинность в моей душе и теле содействием Твоей благодати. И если случится так, что нечистая страсть будет искушать чистоту моей невинности, Господи, направляющий стопы мои, удали ее от меня, чтобы я непорочным сердцем мог   идти вперед в Твоей любви и служении Тебе, принося себя каждый день своей жизни в жертву на пречистом алтаре Твоего Божества. Аминь. (Из молитвы св. Фомы о даре целомудрия).
Святой Фома, ты особым образом почитал добродетель чистоты. Когда твоя семья пыталась отворотить тебя от решения вступить в Орден Проповедников и прислала к тебе женщину, чтобы соблазнить тебя, ты противостоял искушению и с решимостью навсегда посвятил себя Богу в целомудрии.
Ныне мы окружены культурой, которая является профанацией человеческой сексуальности. Человек превращается в объект удовольствия, и его человеческое достоинство оказывается униженным. Как следствие, общество допускает аборты, не уважая человеческую жизнь в самом ее начале. Дети подвергаются насилию, а семьи подрываются неверностью.
Молись о том, чтобы наше общество снова научилось ценить добродетель целомудрия. Молись о том, чтобы работающие в средствах массовой информации стали продвигать христианское видение брака и семейной жизни, чтобы христианские нравственные ценности стали закваской для общества и привели к большему уважению человеческой жизни.
Читается ежедневная молитва
 
Третий день, 21 января
Святой Фома, пример смирения

Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф 23,12)
1.Как говорит святой Исидор в своих «Этимологиях», «смиренный (humilis) назван так, поскольку он – «humi acclinis» (прильнувший к земле). Это может произойти двумя способами. Во-первых, по внешней причине: когда один повергает на землю другого. Тогда смирение является страданием. Во-вторых, по причине внутренней. И это может быть благом, если человек, созерцая свою нищету, сам занимает нижайшее место; так сделал Авраам, говоря: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт 18,27). В таком случае смирение – это добродетель. Иногда же это может быть злом, если «человек в чести не пребудет и уподобится животным, которые погибают». 
2. Как было сказано, смирение, насколько оно является добродетелью, заключает в себе похвальное уничижение себя самого. Но зачастую это совершается лишь внешне, притворно. Это «ложное смирение», которое святой Августин именует «великой гордыней», потому что оно стремится к славе. Иногда же это совершается по глубокому душевному убеждению. Тогда-то смирение и является добродетелью: ибо добродетель заключается не во внешних поступках, а состоит, главным образом, в глубинном выборе души, как говорит Аристотель.
3. Смирение удерживает душу от стремления к великим вещам вопреки разуму. Великодушие же подталкивает разум к великим вещам в согласии с разумом. Ибо очевидно, что великодушие не противостоит смирению, а согласно с ним в следовании разуму.
4. Вещь может быть совершенной в двух смыслах. Во-первых, абсолютно. Подобная вещь не имеет никакого недостатка, ни по своей природе, ни в отношении с другими. Таким образом совершен лишь Бог. К Нему смирение может быть отнесено не в соответствии с Его природой, а лишь в соответствии с принятой Им природой. Во-вторых, вещь может быть названа совершенной в ограниченном смысле, например в соответствии со своей природой, состоянием или временем. Так совершен добродетельный человек: хотя в сравнении с Богом его совершенство недостаточно, как говорит пророк Исайя: «Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него». (Ис 40,17) Так, все люди могут быть смиренны.
5. Философ намеревался рассмотреть добродетели в их отношении к гражданской жизни, в которой подчинение одного человека другому регламентировано законом, и соответственно относится к области правосудия. Но смирение рассматривается как особая добродетель, которая касается главным образом подчинения человека Богу, ради Которого он подчиняет себя другим творениям. (Из Суммы Теологии, вопрос 161, статья 1)

Святой Фома, когда ты был юным студентом, некоторые твои товарищи прозвали тебя «немым быком». Ты был умнее их, переносил оскорбления терпеливо и не отвечал на них. Ты был наделен острым разумом, и одновременно признавал, что источник каждого дара – в Боге. Ты смиренно признавал свою зависимость от Бога и умолял Его просветить тебя, ибо хотел трудиться лишь ради Его славы.
Святой Фома, молись обо мне, чтобы я всегда был движим смирением, и никогда пустым желанием заслужить уважение других людей. Помоги мне искать лишь славы Божией и всегда действовать, исходя из благих намерений. Помоги мне стать смиренным и воссиять в раю как звезды небесные навеки.
Читается ежедневная молитва
 
Четвертый день, 22 января
Святой Фома, служитель Истины

Возвещая истину в любви мы должны возрастать в Того, Который есть глава Христос (ср. Еф 4,15).
Учитель католической истины должен преподавать не только посвященным, но и новоначальным, согласно слову Апостола:  «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
Я питал вас молоком, а не твердою пищею», поэтому мы намереваемся в этом труде изложить всё, что относится к христианской религии, таким образом, чтобы способствовать научению новоначальных. Ибо мы заметили, что те, кто только встал на путь учения, сталкиваются с большими препятствиями, читая труды разных авторов: отчасти из-за обилия лишних вопросов, статей и аргументов; отчасти же и потому, что то, что надлежит быть преподано, объясняется не в согласии с природой преподаваемой темы, а так, как того требует план книги или возможность, предоставленная спором; в конце же концов и потому что постоянное повторение одних и тех же вещей порождает в умах слушателей утомленность и смятение. Стремясь избежать этих и других подобных неудобств, и уповая на Божественную помощь, мы попытаемся изложить священное учение с максимальной краткостью и ясностью, насколько это позволят рассматриваемые темы. (Из Суммы Теологии, Пролог)
Святой Фома, ты посвятил свою жизнь поиску Истины и объяснению её другим. Ты посвятил Богу свой разум и использовал его, чтобы все глубже постигать Слово Божие. Твои дары как богослова и философа сделали тебя одним из величайших Учителей Церкви. Своим главным орудием ты соделал Истину и с уважением относился к тем, кто не соглашался с тобой. Испроси и для меня любовь к Истине. Научи меня опираться на Слово Божие, находить в нём свет, который будет для меня необходимой духовной пищей. Держи меня всегда твердо укоренённым в Истине и не позволяй, чтобы я сошел на обочину ложных учений.
Читается ежедневная молитва
 
Пятый день, 23 января
Святой Фома, пылающий огнем любви к Святым Дарам

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6,53).
1.    Как говорит св. Августин, объясняя упомянутый евангельский текст, «под этой пищей и этим питием», которые являются Его Плотью и Кровью, «Он понимает общение Его Тела и Его членов, то есть Церкви, состоящей из Его святых и верных, предызбранных, призванных, оправданных и прославленных». Как он сам замечает, «никто не должен иметь ни малейшего сомнения в том, что каждый верный становится причастником Тела и Крови Господа в тот момент, когда в Крещении становится членом Тела Христова: и после того, как он оказывается включен в единство Тела Христа, он не остается лишенным причастности этому хлебу и этой чаше, даже если случится, что уйдет из этого мира до того, как причастится этого хлеба и этой чаши».
2.    Между материальным и духовным элементом существует та разница, что материальная пища превращается в сущность того, кто ее принимает, и поэтому может поддержать жизнь человека, только если будет принята реально. Духовная пища, напротив, превращает человека в себя, согласно слову св. Августина, которое он слышал от Христа: «Не ты превратишь Меня в себя, как плотскую пищу, а ты сам будешь превращен в Меня». Ныне мы можем превратиться в Христа и быть включенными в Его Тело самим лишь желанием духа, даже не принимая Таинства. Так что никакого сравнения быть не может.
3.    Крещение – это Таинство смерти и страстей Христа, в котором человек возрождается во Христе силой Его Страстей. Евхаристия же – это Таинство Страстей Христа, в котором человек совершенным образом соединяется со Христом закланным (ради нас). Потому Крещение называется «Таинством веры», ибо она – Таинство духовной жизни; Евхаристия же называется «Таинством любви», которая является совершенной связью, согласно выражению св. Павла. (Из Суммы Теологии, вопрос 73, статья 3)

Святой Фома, ты обладал великой любовью к Иисусу, присутствующему во Святой Евхаристии, и провел много часов, поклоняясь Пресвятым Дарам. Как-то ты сказал, что больше научился, стоя перед дарохранительницей, чем за многие часы учебы. Церковь признательна тебе за прекрасные Евхаристические гимны, которые ты составил по просьбе Папы Урбана IV на торжество Тела и Крови Христа, которое только что было утверждено. Помолись о том, чтобы и я пылал огнем любви к Святой Евхаристии. Помоги мне всегда с уважением и почтением относиться к этому дивному Таинству. Молись, чтобы я всегда мог благочестиво участвовать в Мессе, ревностно принимать Святое Причастие и часто навещать Иисуса, присутствующего в дарохранительнице. Благодаря встречам с Господом в Евхаристии да будет мое сердце переполняться любовью к Богу и ближнему.
Читается ежедневная молитва
 
 
Шестой день, 24 января
Святой Фома, исполненный любви

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор 13,4-6).
Философ не отрицает того, что дружба является добродетелью, но говорит лишь, что это “или добродетель, или связь с добродетелью”. Действительно, надлежало бы утверждать, что это нравственная добродетель, относящаяся к действиям, касающимся других людей, но в ином, нежели правовом, аспекте. Действительно, правосудие смотрит на эти действия сквозь призму закона и долга, дружба же интересуется ими лишь с точки зрения дружеского или нравственного долга, или скорее в аспекте бескорыстного благодеяния, как утверждает Аристотель в “Этике”. Однако можно сказать, что дружба – это добродетель, которая не отличается сама в себе от других. Она похвальна и достославна в зависимости от своего объекта (...). Это очевидно из того факта, что не всякая дружба похвальна и достославна, как следует из примеров дружбы, основанной на удовольствии или корысти. Поэтому добродетельная дружба – больше следствие добродетели, чем сама добродетель. Но иначе обстоит дело с любовью, которая основывается главным образом не на добродетели человека, а на благости Бога. (Из Суммы Теологии, вопрос 23, статья 3)
Святой Фома, на протяжении всей твоей жизни люди восхищались твоей любовью к другим. Во время университетских диспутов ты не стремился поднять на смех противника, а обращался к нему с уважением и любовью. Ты был внимателен к потребностям других людей. Помоги мне быть глубоко укорененным в любви к Богу и ближнему, и всегда помнить о словах Иисуса: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13,35). Помоги мне воплощать любовь в своей жизни, не ограничиваться словами, а выражать ее в жертвенности. Пусть это начнется с моей семьи, а потом распространится на всех, кого я встречу.
Читается ежедневная молитва

Седьмой день, 25 января
Святой Фома, защитник Церкви

…Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. (1 Тим 3,15)
Святой Фома, с юности ты научился любить Церковь, твой духовный дом. В своих трудах ты старался объяснить и защитить учение Церкви. Ты понимал, что истинная мудрость заключается в том, чтобы позволить Церкви учить нас, ибо Иисус обещал, что Святой Дух всегда будет пребывать с Церковью и приведет ее к полноте Истины. В конце земной жизни ты говорил: «Я много учил и писал…. согласно с моей верой во Христа и во Святую Римскую Церковь, на чей суд я и приношу все свои труды».
Будь ныне заступником Церкви, чтобы она возрастала и приносила все больше духовных плодов в мире. Молись о том, чтобы появились святые священники, монахи и миряне, которые станут солью земли и светом миру. Благослови Папу в его служении руководства Церковью и соделай его свидетелем силы Евангелия, которое обновляет лик земли. Да посвятят себя все богословы постижению богатства католического учения, чтобы явить Истину и принести благо верным. Молю тебя и за миссионеров, которые несут Благую Весть миру. Да обновится вся Церковь действием Духа Святого и да станет свидетелем Христа в современном мире.
Читается ежедневная молитва
 
Восьмой день, 26 января
Святой Фома, учитель молитвы

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. (Кол 4,2)
Даруй мне, Боже милосердный, горячо желать того, что Ты одобряешь, искать этого благоразумно, принимать в истине, исполнять совершенным образом, во славу  и хвалу Твоего Имени. Внеси порядок в мою жизнь, дай мне познать, что Ты хочешь, чтобы я делал, дай мне совершить это, как должно, и как будет полезным для спасения моей души. Да буду я идти к Тебе, Господи, по пути надежному, прямому, на котором я не затеряюсь посреди удовольствий или трудностей. Да буду я благодарить Тебя, когда все будет получаться, и да сохраню терпение в превратностях, да не буду возноситься во время процветания и не отчаюсь в тяжелый момент. Пусть всякая радость, в которой нет Тебя, будет для меня утомительной, да не буду желать ничего вне Тебя. Пусть всякий труд, посланный Тобой, будет для меня приятным, Господи, и пусть всякий отдых без Тебя будет невыносимым. Дай мне чаще обращать сердце к Тебе. Когда я поддаюсь слабости, помоги с сокрушением и твердой решимостью исправиться признавать свою вину. Господи, Боже мой, дай мне бдительное сердце, чтобы никакая любопытная мысль не отдалила меня от Тебя; благородное сердце, чтобы никакая недостойная привязанность не осквернила его; праведное сердце, которое не собьет с пути никакое двусмысленное намерение; сердце твердое, которое противостоит всем трудностям; сердце свободное, которое будет неподвластно никакой бурной страсти. Даруй мне, Господи, мой Боже, познание Тебя, рвение, которое будет всегда подталкивать к тому, чтобы Тебя искать, мудрость, которая обретет Тебя, жизнь, которая будет угодна Тебе, упорство, которое будет ждать Тебя с упованием; надежду на то, что в конце концов я обрету Тебя. (Из молитвы св. Фомы)
Святой Фома, ты знал, что молитва является источником мудрости, и проводил долгие часы, беседуя с Богом. Молитва стала твоей жизнью. Каждый раз, когда ты сталкивался с трудностью в богословском вопросе, ты молил Бога просветить Тебя. Ныне ты созерцаешь Бога на небе лицом к лицу. Будь моим заступником, чтобы я стал мужем глубокой молитвы. Испроси для меня благодати, чтобы я всегда молился со смирением, доверием и стойкостью. Помоги мне всегда возрастать в духе молитвы, чтобы в молитву превратилась вся моя жизнь. Да буду я всегда искать лика Бога Живого.
Читается ежедневная молитва
 

Девятый день, 27 января
Святой Фома, покровитель учащихся

…в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием (1 Кор 1,5)
Возлюбленный во Христе брат Иоанн! Поскольку ты спросил меня, как надлежит черпать мудрость из сокровищницы богословия, дам тебе следующий совет:
не стремись сразу войти в море, а приближайся к нему по ручейкам, ибо к более сложным вещам следует переходить от простейших. 
Таково мое мнение, которое да будет для тебя правилом.
Не торопись разговаривать и редко спускайся в комнату для разговоров;
Имей чистую совесть;
Непрестанно предавай себя молитве;
Полюби находиться в своей келье;
Будь доброжелателен ко всем;
Не будь любопытен к поступкам других людей;
Не будь слишком открыт ни с кем, ибо излишняя открытость порождает пренебрежение и  подталкивает к небрежению в учебе;
Никаким образом не вмешивайся в светские разговоры и дела;
Избегай дискуссий на любые темы;
Не уставай подражать примерам святых и праведных;
Не взирай на лица, но запоминай все полезное, что будет сказано;
Позаботься о том, чтобы понимать то, что читаешь или слушаешь.
Ищи определенности, когда есть сомнения, и учись сохранять в ящичках твоей памяти все то, что будет возможно;
Не стремись к тому, что превосходит твои возможности.
Следуя этим правилам, ты принесешь цветы и плоды на винограднике Господнем, во все дни жизни своей.
Если сохранишь эти советы, то сможешь достичь того, к чему стремишься. С Богом.

Святой Фома, Бог призвал тебя провести большую часть твоей жизни в академических трудах, сначала в роли студента, затем – преподавателя богословия. В работе учителя ты стремился помогать студентам применять в жизни то, что они изучают, дабы они возрастали в святости. Ты понимал, что наука служит для того, чтобы человек мог приблизиться к Богу. Будь заступником всех студентов, тех, кто в учебе сталкивается с трудностями и тех, кому учеба дается легко. Помолись, чтобы все они были открыты Истине и стремились все лучше познать ее. Помоги, чтобы все учащиеся возрастали в ведении, больше познавали Бога и вставали на путь служения своим братьям и сестрам. Святой Фома, особенно прошу тебя за богословов, чтобы в своих трудах и изысканиях они глубже постигали Откровение и всегда были послушны Учению Церкви. Сделай, чтобы их жизни были отражением святости Слова Божия, которое они стремятся все глубже постичь.
Читается ежедневная молитва

Перевод: Ю. Иванова
 
 

Добавить комментарий

Поиск