I духовная беседа, 30 марта 2009 г. PDF Печать Email
Автор: Войчех Сурувка ОР   

Санкт-Петербург

 

Дорогие братья и сестры, спасибо, что вы пришли послушать Слово Божие. В этой духовной беседе я бы, во-первых, хотел сказать, что мы пришли сюда не случайно. В этом есть замысел Божий, и есть наша жажда. То, что мы пришли сюда, означает, что Бог уже действует в нас. В нас заложена жажда найти Бога, нам хочется увидеть какие-то Его знаки в нашей жизни, чтобы мы знали точно, что нам в жизни надо сделать. Обычно мы этих знаков не видим, но это не значит, что Бог далеко. Это не значит, что Он нас оставил. Может быть, это говорит о том, что мы пробуем найти Божий знак там, где его нет, ищем воду в двух-трех метрах от колодца. Мы чувствуем, что вода где-то рядом, и начинаем отчаянно рыть землю.

Вера - это такой дар, благодаря которому мы изменяем свою точку зрения, начинаем видеть все по-другому. Мир не изменяется, все остается, как было, но мы начинаем видеть все иначе. То, что мы пришли сюда, свидетельствует о том, что для каждого из нас есть Божие призвание. Мы часто думаем, что призвание есть только у монахов и священников, но мы все призваны к чему-то, дар призвания мы получили в крещении. Он вытекает также из природы Церкви, потому что Церковь - это "созыв" (греч.), народ, созванный Богом. Слово Божие всегда действует в Церкви, и без этого Церкви нет. В самом названии Церкви заключено то, что она является созванным народом Божьим.

Мы все призваны к чему-то. К чему? Прежде всего - к вере. Бог созвал свой народ, прежде всего, ради веры. Потом Бог призывает нас к святости. Не только к тому, чтобы верить Богу, но чтобы жить с Богом, чтобы в своей жизни стать, как Бог, чтобы быть Богу подобным. Бог призывает нас к вере, святости и миссии. К миссии Он начинает призывать нас, когда мы начинаем думать не только о себе, но и о других. Это призвание также для всех, а не только для некоторых. В крещении мы получили эту миссию от Христа, чтобы заботиться о спасении других, а не только о своем собственном.

То, что мы пришли сюда, означает, что Бог начал действовать в нашей жизни. Мы можем найти, к чему Бог призывает нас. Это первый шаг нашей беседы. Все хотят найти цель в жизни, и многие ищут где-то далеко, но Бог рядом с нами.

Чтобы это лучше показать, я прочитаю отрывок из Священного Писания, чтобы Бог действовал через свои собственные, а не мои, слова. Бог живет в своей Церкви и через Слово. Когда мы слушаем Слово, что-то зарождается в нас. Вера рождается от слушания, когда мы слушаем Слово Божие. Таково наше положение, когда мы начинаем реколлекции. Мы приезжаем, может быть, издалека, нам кажется, что в нашей жизни есть лишь спешка, гонка, суета, может быть, иногда не хочется жить, потому что в жизни столько проблем. И в этот момент Бог приходит со Своим Словом. В этом и состоит чудо. Бог дает нам ответ в своем Слове. Послушаем:

"И явился Господь Аврааму у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась "? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась. И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их". (Быт 18)

В этом отрывке из книги Бытия заключена практически вся наша жизнь, и есть несколько важных моментов, которые показывают нашу жизнь в новом свете. Я уже говорил, что вера проливает на нашу жизнь новый свет.

Что нам говорит Слово Божие? Что Авраам встретил Господа во время зноя дневного, потому что нам кажется, что мы не можем встретиться с Богом во время нашего "зноя дневного", во время нашей работы, учебы, во время нашей повседневной жизни. Мы думаем, что с Богом можем встретиться лишь в особые моменты, например, на реколлекциях. Но Бог говорит нам, что можем встретиться с Ним и во время зноя дневного. В этом наша надежда: мы можем встретиться с Богом, и когда нам тяжело.

К нам приходит Бог. Как Он приходит к Аврааму? Обычным образом. В виде трех мужей. Это не было откровение, не разверзлось небо, не раздался глас с небес. Эта ситуация была, можно сказать, стандартная. Но у Авраама было предчувствие, что приближается что-то важное для него. Он не знал точно, что это, но понимал, что это будет отличаться от других событий.

Подобный пример мы найдем в книге Исхода, когда Моисей встречается с Богом, который открыл себя в Неопалимой Купине, в терновом кусте. Для тех, кто живет в пустыне, эти кусты были чем-то обыденным, и не было ничего удивительного в том, что куст загорелся. Но интересно то, что сказал Моисей: "Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает".

В нашей жизни мы тоже можем найти такие моменты, на первый взгляд обычные, но в которых находится что-то, что не дает покоя, что нас удивляет. Например, дружба: когда видим, что друг всегда прощает меня, или Церковь, когда мы приходим на службу: всегда есть "пламень огня", "куст, который не сгорает" - литургия. Есть моменты, которые мы встречаем ежедневно, и нам кажется нормальным, что есть Церковь, что есть друг. Но когда их в нашей жизни нет, мы видим, что это было что-то важное. Когда человек любит, он не перестает удивляться. Может быть, именно этой любви нам и не достает, когда мы перестаем удивляться тому, в чем присутствует благодать Божия.

Это второй шаг, который мы можем сделать вместе с Авраамом. Что он сделал, когда у него зародились предчувствия, что приближается что-то для него важное? Побежал навстречу, чтобы понять, что это. Ему было невидно, кто приближается. В нашей духовной жизни так же. У нас есть предчувствие, но мы не знаем, что это. Чтобы узнать, нам надо сделать шаг вперед - один, два, или побежать навстречу. Сделать хотя бы один шаг, чтобы узнать, что это такое.

Когда мы приблизимся к этой благодати, то сможем сказать, как Авраам: "Не пройди мимо раба Твоего". Нам хочется, чтобы это - мы еще не знаем, что - осталось с нами, чтобы это было навсегда. Но это еще не все, это еще не встреча с Богом, мы еще не видим точно, что это. И когда потихоньку начинаем жить с "этим" (не знаю, что это конкретно для каждого из нас, но это нечто, что подталкивает нас приблизиться к Богу), приходит Слово Божие: "Где Сарра, жена твоя? У вас будет сын". Это Слово Божие, которое имеет силу сотворить что-то новое в нашей жизни. Бог, который сотворил небо и землю, может сотворить что-то новое. По-человечески Сара и Авраам не могли иметь детей. Но по благоволению Бога возможно, чтобы возникло что-то новое, о чем мы и не думали. "Есть ли что-то трудное для Господа?": это и есть сила Слова Божия.

Оно имеет силу изменить нашу жизнь. Как пишет Папа Бенедикт XVI, Слово Божие имеет силу не только, чтобы нас информировать, но и чтобы формировать, чтобы изменить форму, и реформировать нас. Слово Божие - это не только информация, которую мы слышим ежедневно, оно меняет, преображает нас. "Есть ли что трудное для Господа?"Нет.

Но когда мы слышим эти слова, мы, может быть, и хотели бы, чтобы что-то изменилось в нашей жизни, но внутренне смеемся, как рассмеялась Сарра. Нам не хватает доверия Слову Божию. Сарра внутренне рассмеялась, а потом испугалась. Это две ошибки, которые допускаем и мы: смеемся, не верим, говорим: "Какая ерунда! Это невозможно". Думаем: "Все вокруг могут измениться, но мои собственные грехи настолько велики, что я измениться не могу", и внутренне смеемся. Но Бог приходит со Своим Словом. "Есть ли что трудное для Господа?" А потом, когда мы видим, что это не шутка, начинаем бояться, потому что мы привязаны к нашим грехам, и нам трудно оставить их. Мы боимся, что Бог изменит нашу жизнь, что Он имеет силу изменить нашу жизнь.

Что мы можем сделать? История Авраама - это наша история. Наш разговор с Богом начинается с того, что где-то глубоко в нас есть предчувствие того, что Бог - это наше счастье, что Бог может сотворить, что Бог приходит во время зноя дневного.

Но как нам приблизиться к нему? Не только слушая проповеди, духовные беседы. Мы можем конкретно сделать один шаг в сторону Бога. Как сделать этот шаг? Приглашаю всех вас с максимальной свободой сделать шаг в сторону Бога, потому что Бог всегда приходит к нам через знаки. В Церкви, во время подготовки к крещению есть обряд "Эффата", обряд открытия, когда священник осеняет крестом наши уши, уста и грудь, чтобы наши уши открылись голосу Бога, чтобы уста открылись для исповедания веры, и чтобы наше сердце открылось любви Божией. Реколлекции имеют не только информативный характер.

Я хочу пригласить вас меняться, а мы меняемся, когда делаем хотя бы один шаг в Его сторону, когда не знаем, что ждет нас впереди. Но если мы приходим к Богу с любовью, с уверенностью в Нем, Он наполняет нашу жизнь Своей благодатью. Поэтому я бы хотел пригласить вас поучаствовать в этом обряде. Этот обряд, как говорит Церковь, "символизирует необходимость благодати для понимания Слова Божия и исповедования веры ради спасения". Если хотите сделать один шаг в сторону Бога - приглашаю. Конечно, с максимальной свободой, кто захочет. Во время обряда мы услышим слова "Эффата", что значит "Отверзись, чтобы ты внимал Слову Божию и исповедовал веру ко спасению людей и во славу Бога". Это тот момент, когда Бог может прийти конкретно к нам. А всех вас я призываю молиться за тех, кто хочет приступить к этому обряду, потому что Слово Божие имеет силу формировать нашу душу.

 

 

Добавить комментарий

Поиск