Купить этот сайт
II духовная беседа, 31 марта 2009 г. PDF Печать Email
Автор: Войчех Сурувка ОР   

Санкт-Петербург

 

Дорогие братья и сестры, вчера мы говорили о новом пути, который может открыться в нашей жизни, когда мы встречаем Господа. Может открыться новый путь, мы можем увидеть новый свет, поэтому перед алтарем сегодня горит пасхальная свеча, она символизирует Христа воскресшего. Он восстал из мертвых, и всегда жив; Христос среди нас.

Мы знаем, что путь найти очень трудно. Даже когда путь открылся, мы зачастую все равно не знаем, куда идти, как узнать, какой голос от Бога, а какой от других духов.

Я бы хотел прочитать отрывок из книги Бытия, в котором мы можем увидеть момент искушения, ведь чтобы найти путь, мы должны знать, как можно потеряться на этом пути.

"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания". (Быт 3)

Мы все знаем этот отрывок, он говорит об искушении. Глаза жены и мужа открылись, они увидели что-то новое в своей жизни, но не Бога. Как начинается это искушение? Надо знать, как оно происходит, чтобы в него не попасть.

Первый шаг - это вопрос, предложение, с которым приходит змей. Для нас важно, что это предложение исходит извне человека, а не изнутри. В истории Церкви были некоторые, кто говорил, что после крещения в сердце человека сосуществуют дьявол и Бог, и что они борются за человека. Но после крещения дьявола в нашем сердце нет. Папа Иоанн Павел II говорил, что сердце человека - это Святая Святых, где Бог встречается с человеком, и никто, кроме Бога, не может туда войти. Искушение всегда исходит извне, и когда оно начинается, мы можем войти в свое сердце.

Второй момент: искуситель всегда предлагает ложный образ Бога. Не совсем ложный: в нем есть какое-то зерно правды, но этот образ ложен, потому что говорит нам, что Бог не любит нас, что-то от нас скрывает, не хочет нашего счастья, что Он всемогущий, но не хочет, чтобы мы стали, как Он. Это ложный образ Бога, который мы можем часто встретить в своей жизни.

Когда в этом предложении мы видим ложный образ Бога, может начаться диалог с искусителем. В этом диалоге мы теряем истину, как жена: она уже не знала, плодов какого дерева есть нельзя, у нее все перепуталось - древо в центре рая, древо добра и зла, она уже не знала, где находится дерево, с которого нельзя есть. Всякий раз, когда начинается диалог с чем-то, что по своей природе является ложью, наше чувство правды искажается. Если мы вступаем в диалог с ложью, что-то от этой лжи остается в сердце.

Когда мы уже не знаем, где находится правда, можем решить сделать то, что предлагает искуситель. Мы никогда не скажем, что хотим сделать что-то злое. Чаще мы хотим попробовать, посмотреть, что это такое: может быть, в этом предложении есть что-то доброе, и решим сделать это. И когда решимся, вдруг открываются наши глаза, нам кажется, что в этом предложении есть что-то доброе: жена увидела, что это дерево хорошо для пищи. Мы всегда фиксируемся только на одном моменте, и не видим, что под этим добром находится что-то злое: мы видим только доброе и говорим: "Попробуем". А когда решаем сделать это, наступает исполнение.

Это четыре шага искушения: предложение, беседа, решение, исполнение.

Что для нас важно? Что два первых шага - это еще не грех, а борьба с ним. В этой беседе мы можем пробовать выйти из искушения, видя, что это ложь. Но часто мы пробуем пойти дальше. Грех начинается с решения, когда мы решили сделать это. Даже если исполнения нет, грех уже совершен в сердце.

Этот фрагмент из книги Бытия - обо всех нас, все мы входим в этот диалог, в эту беседу, потому что всегда есть кто-то, кто нас искушает. Наша христианская жизнь непроста. Есть не только Бог и мы, есть еще искуситель, диавол, который хочет искусить нас. Мы можем посмотреть, что делает в такой ситуации Иисус.

В Евангелии от Матфея мы читаем:

"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему". (Мф 4)

Что можно заметить в этом отрывке? Где кончается беседа Иисуса с диаволом? На самом первом шаге. Иисус даже не вступает в диалог с диаволом. Если мы не хотим войти в искушение, нам надо останавливаться на первом шаге, на предложении. Но это очень трудно. Надо пытаться делать, как Иисус: Он отвечает диаволу не своими словами, а Словом Божиим, все время берет какой-то фрагмент из Священного Писания. Он никогда не говорит: "Попробую. Можешь попозже приди, посмотрим". Иисус знает, где находится истина, что эта истина в Священном Писании, и всегда отвечает, используя слова Священного Писания. И диавол отступает. Если мы не хотим попасть в искушение, то должны хорошо знать Священное Писание, потому что это хороший метод, чтобы отвергнуть искушение.

Я знаю, что очень трудно учить Священное Писание наизусть, но можем выучить наизусть один-два фрагмента, чтобы потом использовать их как оружие в борьбе с диаволом. Можем взять какой-то псалом, отрывок Евангелия, и ходить с этим фрагментом. Можем взять и какой-то отрывок из Евхаристической Литургии. Для меня в последнее время очень важны слова из Литургии: "Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, даруй нам мир". Мы можем ходить и повторять эту фразу, эту молитву, все время возвращаться к ней, потому что она происходит из Священного Писания, из Священной Литургии. А когда начинается искушение, можем использовать ее как оружие.

Как и вчера, хочу пригласить вас к обряду. Обряду исповедания веры. Этот обряд мы совершаем во время Крещения. Он очень важен, потому что в нем мы отрекаемся от сатаны, греха, и от всех дел его. Если мы хотим найти прямой путь, то должны всегда возвращаться к Священному Писанию и к исповеданию веры. Если кто-то из вас хочет приступить к этому обряду, может подойти к пасхалу, взять свечу, зажечь ее, потом вернуться на свое место и вместе со всеми прочитать исповедание веры, которое мы читаем во время крещения. В этот момент мы возвращаемся к нашему Крещению, чтобы благодать Божия, которая находится в нашем сердце, могла всегда быть живой, чтобы Бог сам отвечал на наши вопросы и всегда давал нам свет. Аминь.

 

 

Добавить комментарий

Поиск