Купить этот сайт
Реколлекции Новой Жизни, 1 PDF Печать Email
Автор: Войчех Сурувка ОР   


Санкт-Петербург 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Редко после Пасхи бывают реколлекции, и в этом приходе это первые Пасхальные реколлекции. Обычно мы долго готовимся к Пасхе, иногда бывает так, что у нас нет времени ни чтобы пережить Пасху, ни чтобы ее праздновать; у тех же из нас, кто участвует в жизни прихода, вообще нет времени, чтобы подготовиться к Пасхе, потому что столько всего надо сделать, подготовить, помочь, и нет времени, чтобы подготовить свою душу ко встрече с Господом.

Откуда взялась эта мысль - сделать Пасхальные реколлекции? Просто-напросто из жизни апостолов, из жизни Церкви, потому что Пасха - это не конец, а начало всего. Если посмотреть на Ветхозаветную Пасху, какой момент в ней важнее всего? В Пасху ангел-истребитель прошел по Египту, но это был не конец опыта народа избранного, а самое начало. Все началось с Пасхи. Они ушли из Египта и пошли в землю Обетованную через гору Синай. Концом их путешествия является Земля Обетованная, а не Пасха. Бог дает им возможность идти, дает возможность развиваться, дает свободу, потому что они были рабами.

В Пасху Бог дает им свободу: "Я уже не называю вас рабами, Я называю вас друзьями". Эти слова, сказанные Иисусом ученикам, Бог сказал израильтянам в Египте. "Я называю вас друзьями, свободными, теми, кто может идти вперед, развиваться". И когда мы посмотрим на Пасху Иисуса, это тоже не конец Его жизни. С одной стороны - да, Его земной путь кончается, мы уже не встречаем Иисуса таким, каким Он был до Пасхи. Когда Он прошел через смерть, все стало по-другому. Земной путь Иисуса кончается в момент Пасхи. Но с Пасхи также все начинается. Бог продолжает Свою миссию. Он послал Своего Сына Иисуса Христа. Это первая миссия, которая принесла нам спасение. Можем сказать, что эта миссия Иисуса Христа открыла дверь, и мы можем войти в эту дверь. Бог дал нам свободу, дал нам возможность, как дал эту возможность израильтянам. Они стали свободными, и тот же дар свободы Иисус принес не только израильтянам, но и всем людям. Рай открывается в момент смерти и Воскресения Иисуса Христа. Есть возможность идти вперед, есть возможность развиваться, потому что мы являемся свободными, и это дар, который принес Иисус в Пасху.

То, что сделал Иисус Христос - это первая миссия. Он открыл дверь, дал возможность спасения или, как мы говорим, принес искупление человеку. Искупление означает, что дверь открыта, можно войти через Сердце Иисуса, через Его раны, но Иисус продолжает Свою миссию, потому что хоть дверь и открыта, не всем хочется в нее войти, и для того, чтобы мы все прошли через эту дверь, Иисус просит Отца послать Духа Утешителя, Духа Святого, который продолжает Его миссию в Церкви.

Иисус перед Своей смертью говорил об этом Своим ученикам: "Я попрошу, и Отец пошлет вам другого Утешителя. Придет Дух Святой, который научит вас всему, что Я говорил, тому, чего вы не понимаете. Он покажет вам путь и научит вас". Дух Утешитель. Дух, который приносит нам освящение, благодаря которому мы становимся святыми. Он это совершает в нас Своей силой. Бог через Иисуса Христа посылает Своего Духа.

Так мы и молимся в Церкви на литургии: мы никогда не молимся Иисусу, а всегда обращаемся словами "Отче Святой, пошли Своего Духа, просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа". Такова молитва Церкви. В нашей личной молитве мы чаще всего обращаемся к Иисусу, но Церковь, когда просит о дарах, обращается к Отцу, чтобы Он послал Своего Духа. "Просим Тебя через Иисуса Христа, через Его смерть и воскресение, через Его раны, - пошли Своего Духа".

На этих реколлекциях мы встречаемся один раз в неделю по вторникам, чтобы просить Отца, дабы Он послал Своего Духа. Мысль этих реколлекций в том, что Пасха - это начало пути. (А мы привыкли, что готовимся к Пасхальным праздникам, чтобы потом облегченно вздохнуть). Это самый опасный момент: нам кажется, что мы уже достигли этой вершины. Альпинисты говорят, что самый опасный момент - когда спускаешься вниз, когда победил гору, когда кажется, что уже все в порядке и можешь отдохнуть. В этот самый опасный момент чаще всего у альпинистов и происходят несчастные случаи, потому что уже нет этого напряжения воли.

Но если посмотреть на учеников, то у них все наоборот: до Пасхи все было нормально, никто ни к чему не готовился, они не ожидали того, что произойдет, думали, что будет, как каждый год. А мы все готовимся до Пасхи, а после Пасхи отдыхаем, уже нет никакого стремления, чтобы приблизиться ко Господу. Это первый важный момент: с Пасхи все начинается, она ничего не заканчивает. Как израильтяне ушли из Египта и пошли в Землю Обетованную, как Иисус послал Своего Духа, чтобы Он продолжал Его миссию: к этому надо нам готовиться. Ученики были заперты в Иерусалимской горнице, и наше собрание - это образ того, что делали ученики. Они не пошли гулять, а собрались вместе и молились. Молились, потому что ждали того, кого обещал им Иисус: Утешителя. Они в течение этих сорока, а потом и пятидесяти дней, не понимали, какие дары Иисус принес им. Если встречались с Ним, что-то начинали понимать, или только горело их сердце, а потом очи открывались, все это тайна. Но когда пришел Утешитель, они сразу узнали все.

Утешитель, Дух Святой, внутренне обучает нас, и мы собираемся в это Пасхальное время, чтобы просить: "Господи, Отче Святой, пошли нам Своего Духа, чтобы мы поняли, что произошло, объясни нам Сам, Господи, потому что мы не разбираемся, не можем понять, что произошло". Так же, как для катехуменов: мы готовили их с сентября, как положено, как было в древней Церкви, потом крестили, они еще не все знали, и сразу после Крещения началась мистагогия, объяснение того, что произошло. Сначала надо войти в опыт жизни с Богом. Сперва мы просто говорили о Боге, а теперь объясняем, например: "Вы видели епископа, он делал то-то и то-то, и это означает то-то и то-то". Объяснение наступает после опыта, не перед опытом, потому что знание может мешать. Если мы слишком много знаем, прочитали сотни книг на тему богословия и духовной жизни, это может быть для нас препятствием. Иногда надо открыться, как ребенок. Войти в опыт жизни с Богом через таинства, молитву, а потом потихоньку придет объяснение. Бог объясняет сам. Если нет Крещения, нет возможности внутреннего объяснения, а если Крещение произошло и есть какой-то опыт жизни с Богом, то Бог может сам объяснять.

Кто-то, может быть, подумал: "Пойду на эти реколлекции, потому что, может, отец Войчех скажет что-то интересное". Нет, ничего интересного я не скажу, не такая у меня идея, чтобы что-то интересное говорить. Как вы заметили на афише, встреча состоит из двух частей: первая - это духовная беседа, а потом - Адорация, и говорить будет Господь. И это самое важное. Я должен подготовить вас к этой встрече с Господом на молитве, а не говорить что-то интересное и потом обсуждать. Я не хочу дискуссии, этими беседами я стремлюсь подготовить вас к молитве, чтобы Бог сам мог что-то сказать вам. Кто я такой, чтобы говорить мудрые вещи? Даже если бы пришел Соломон (а мне до него далеко), - Иисус говорит: "Здесь больше Соломона" - Иисус сам здесь, Он больше Соломона, всей его мудрости. То, что может сделать Бог в молитве, я никогда не смогу сделать, потому что Он знает каждого из вас, а я не знаю, я могу сказать то, что Бог дает мне через Свое откровение в Новом Завете. Такая и будет тема наших реколлекций: встречи с Господом, как разные люди встречались с Господом после Воскресения. Но самое главное - это Адорация, когда Бог говорит в тишине нашего сердца, а мы слушаем. Эти слова сказала мать Тереза. И этого достаточно, к этому я и хотел бы привести вас.

После беседы будет песня, а потом тридцать минут Адорации, чтобы каждый мог встретиться с Господом, который говорит в тишине нашего сердца, в глубине нашего сердца, и это самое главное.

Пасха - это начало. Иисус приходит к нам, чтобы дать нам Утешителя, Духа Святого. Этот Утешитель, как говорит традиция, приходит с семью дарами. Я буду говорить об этих дарах. Как Святой Дух хочет прийти к нам со Своими Дарами? Бог хочет дать нам множество Своих даров, таков смысл Пасхи - Бог принес что-то новое, и нам надо принять это. В этом также заключается великодушие: принять дары, которые Бог дает нам.

 
Первая встреча с Воскресшим

Посмотрим на первую встречу Воскресшего Господа. Кого Он встретил? Женщин, которые пришли ко гробу. Евангелие от Матфея говорит: "Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня".

Что эти слова обозначают для меня? (Мы не читаем этих слов как библеисты). Что эти слова значат для моего опыта веры? Женщины пошли ко гробу, чтобы помазать умершего Иисуса миром, чтобы сделать то, что делать надлежит, даже когда Он умер. Это последнее, что мы можем для Него сделать. За восемь дней до этого был пир в Вифании, и Мария помазала ноги Иисуса самым драгоценным миром, отдала то, что было самого драгоценного, помазала Его стопы, как говорит Сам Иисус, на Его погребение.

Женщины пошли ко гробу, чтобы сделать то, что надлежит сделать верующему человеку, когда он прощается с тем, кто умер. Это для нас очень важно:надо прийти к Богу со всем драгоценным в нашей жизни, даже если нам кажется, что Он умер. Об этом и говорит эта встреча. Если я совершил грех, и я чувствую, что Бог умер в моем сердце, мне не хочется с Богом говорить, надо прийти и поклониться Ему, отдать самое драгоценное, даже если лукавый говорит, что после греха ничего драгоценного в тебе нет. Надо прийти к Нему, и в этот момент мы можем встретиться с Господом; если мы придем, а это трудно, потому что искуситель постоянно будет говорить: "Ничего хорошего в тебе не осталось. После такого греха Бог далеко, можешь забыть о Нем". А женщины пошли сделать то, что надо сделать человеку, если он верующий, даже если все чувства подсказывают ему, что это бессмысленно. В этот момент Бог дает еще больше, когда мы приходим помазать Его тем, что самое драгоценное. А что самое драгоценное в нашей жизни в такой момент? Слезы. В такой момент мы можем помазать Его стопы слезами. Это мирро нашего сердца. Если придем с этим, найдем Господа. Только если придем, если будем постоянны в нашей молитве, со слезами, но придем, то Иисус покажет свою любовь к нам.

Второй момент. Иисус говорит: "Не бойтесь". Человек боится Бога. Даже если он уже пришел на молитву, то говорит: "Бог строгий, я не пойду к Нему". А первое, что Иисус говорит: "Не бойтесь, не бойтесь прийти ко Мне". Это были первые слова, которые сказал Иоанн Павел II, когда стал Папой: "Не бойтесь Иисуса Христа, не бойтесь прийти к Нему". Но если посмотреть на дары Святого Духа, последний дар Святого Духа - страх Божий. Как это возможно? Иисус говорит: "Не бойтесь!", а Святой Дух приходит со страхом Божиим. Как это совместить? Что такое страх Божий? - Страх согрешить. Когда я вижу, каков Бог и каков я, я боюсь не Бога, а того, что могу преступить Его любовь, совершить грех, который обижает эту любовь или уничтожает эту любовь во мне или в другом человеке. Этого я и боюсь. Все чувства, которые в нас есть - от Бога, Бог дал их, чтобы мы сохранили свою жизнь, чувство страха тоже имеет свое значение в нашей жизни. Оно помогает нам уберечься от зла, сохранить свою жизнь. Страх Божий говорит об этом, он возникает не тогда, когда я вижу Господа, он должен возникать, когда я вижу свою грешность, потому что мой грех всегда связан с Богом, это отступление от Его заповеди. Этот страх возникает, когда я вижу свою грешность.

Поэтому у святых огромный страх Божий, а грехов нет. Это интересно. Иногда мы бы хотели, чтобы у нас не было ни грехов, ни ощущения грешности. Это было бы хорошо, но если посмотрим на жизнь святых, то видим, что если кто-то развивается на пути святости, у него нет смертных грехов, но остается ощущение греховности, ощущение того, что я могу сделать это, остается. Один собрат отца Пио встретил его, когда тот ужасно плакал в коридоре монастыря. Собрат спросил его: "Что случилось, отец?" А тот отвечает: "Я думал об Адаме и Еве и о том, что они сделали, и подумал, что я бы сделал еще хуже". И от этого он и плакал: от ощущения греховности, что может сделать еще хуже. Мы все признаем свою греховность в начале мессы: "Я человек грешный, способный сделать это, но в моей конкретной жизни нет смертных грехов". Чем я ближе к Господу, тем сильнее ощущение, что я могу сделать хуже, чем Адам и Ева.

Это и есть страх Божий. Это первый дар, с которым к нам приходит Дух Святой, и это первый дар, о котором будем просить во время этих реколлекций. Дар страха Божия, чтобы мы боялись преступить любовь, чтобы мы боялись совершить грех в нашей жизни, чтобы мы любили Господа. Мы будем об этом говорить еще, потому что существует семь даров Святого Духа. Каждая встреча будет посвящена одному дару.

Как будем просить? Так, как просили женщины. Что они сделали? Ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Мы тоже будем поклоняться Господу, который через минуту придет к нам. Ухватимся за Его ноги и будем просить:"Господи, пошли мне Духа Святого с даром страха Божия, чтобы я боялся преступить любовь, чтобы я боялся согрешить, чтобы я не сделал хуже, чем сделали Адам и Ева".

 

 

Добавить комментарий

Поиск