Купить этот сайт
Реколлекции Новой Жизни, 4 PDF Печать Email
Автор: Войчех Сурувка ОР   
Санкт-Петербург 

Братья и сестры,

Мы начинаем очередную встречу в рамках наших реколлекций, я не сразу скажу, какая сегодня будет тема - может быть, вы догадаетесь сами, о каком даре Святого Духа мы будем говорить.

Как всегда, прежде всего надо задуматься, как и в каком состоянии души мы приходим, кем мы являемся, когда идем на встречу с Господом. В прошлый раз я говорил о том, что сюда мы приходим не одни, мы всегда приходим с общиной. Но мой опыт охватывает не только всех, кто находится здесь, не только всю Церковь, вселенную, он связан также с прошлым. Каждый, кто пришел сюда, принес с собой свою жизнь, свой жизненный опыт, и приносит Господу все это. Если мне 35 лет, 75, 13, 16, 25 - у нас разный опыт, но он есть, и этот груз мы приносим Господу. Этот опыт может быть хорошим, связанным с тем, что я просто жив, что я получил этот дар от Господа, этот опыт может быть связан с семьей, друзьями, работой, тем, что я делаю в жизни. Это может быть хороший опыт, и он формирует меня. То, кем я являюсь, зависит от опыта, и зависит от прошлого, от того, что случилось в моей жизни.

Но в этом прошлом есть и плохие события, есть зло, которое мы встретили на пути. Это тоже влияет на нас, оставляет осадок в нашей душе. Со всем этим мы и приходим. Иногда мы чувствуем, что наша жизнь не имеет смысла, или, может быть, это сказано слишком сильно. Жизнь имеет смысл, но иногда в ней нет вкуса. Какой-то смысл можно найти. А иногда бывает, что и смысла нет: ничего не получается, все хотелось бы сделать иначе. Мы приходим к Господу с неудачами, бессмысленностью, грехом, или со многими грехами, которые совершили в своей жизни, и от которых не можем избавиться, потому что они тянутся за нами. Мы приносим все это.

Если посмотреть в прошлое, можно увидеть два типа препятствий на пути нашего духовного роста. Первое препятствие связано с объективным злом, которое мы встречаем в жизни, и которое на нас влияет. Есть разные примеры, возьмем зависимость: зависимость от алкоголя, созависимость всей семьи. Эта болезнь влияет на всех, и это объективное зло, которое случается в жизни. Мы с этим живем, и путь нашей духовной жизни связан с этим. Со всем этим опытом мы приходим ко Господу. Каждый из нас может найти такие моменты присутствия объективного зла в нашей жизни.

Второе препятствие не так связано со злом, как с добром. Бывает так, что добро тоже становится препятствием. Мы всегда делаем выбор, и бывает так, что мы выбрали один путь, а второй путь, тоже хороший, добрый - остался. Никогда нельзя выбрать двух дорог.

Я никогда не любил героиню книги "Ночи и дни" Марии Домбровской, Барбару Нехчец. У нее был хороший муж, но всю жизнь она мечтала о другом мужчине, который собирал для нее цветы. Она не смогла заметить хорошего человека, который прожил с ней всю жизнь, потому что постоянно мечтала о ком-то другом. Она уже сделала выбор, но постоянно отвлекалась от него, и это добро, которое она не избрала, было для нее препятствием, которое мешало жить настоящей, полной жизнью. Добро тоже может являться препятствием.

Это все связано с прошлым, с тем, что было в нашей жизни, и от того, как мы относимся к этому, зависит будущее. То, что было в прошлом, формирует настоящее и влияет на будущее.

В таком состоянии мы и приходим. Мы не можем полностью избавиться от этого, но можем сделать что-то, чтобы прошлое не являлось препятствием на нашем пути в будущее.

Прошлое мы можем оставить Богу, потому что поменять его мы не можем, то, что случилось - случилось. Теперь все зависит от того, как мы относимся к этому. Я иногда провожу такой эксперимент со светом. Если бы мы потушили свет в этом зале, все бы осталось на своих местах. Когда включим свет, ничего не поменяется, но мы увидим, кто рядом с нами. Как раввины говорят: "Когда начинается день?" Ночь проходит, и можно узнать, что уже наступил день, когда в человеке, который приближается ко мне, я могу узнать брата. Это значит, что в мире уже достаточно света, чтобы увидеть, что это не какой-то враг, а мой брат.

Так же можно посмотреть и на наше прошлое. Вера является светом. Она не убирает то, что является трудным. Она, прежде всего, меняет наше сердце, и мы в свете веры можем посмотреть на одно и то же событие совсем по-другому. Все остается на своих местах, но в своем прошлом, в том, что является трудным, в том, кто является для нас врагом или чужим, мы можем увидеть нашего брата. Даже в таких событиях, потому что и через них Бог может привести нас к совершенству, мы можем это увидеть благодаря вере.

Сегодня я бы хотел, чтобы мы посмотрели на Савла, который потом стал апостолом Павлом. Савл присутствовал при убийстве Стефана и встретился с Воскресшим Господом, когда ехал в Дамаск. Что случилось по дороге? Савл упал. Но не с коня, как изображается на картинах. Когда он упал, увидел Воскресшего Господа и спросил: "Кто Ты?", услышав в ответ: "Я - Иисус, которого ты гонишь".

Для нас первый важный момент - то, что Савл упал. Он был хорошим евреем, настоящим, совершенным евреем, совершенным фарисеем, самым лучшим из всех. Фарисеем в хорошем смысле, потому что фарисеи, это были своего рода "активисты прихода". Они хотели сделать для Израиля что-то больше. Все, что делал Савл, он делал, думая, что совершает добро. И в один прекрасный день он упал. А когда упал, увидел Воскресшего Христа. Это имеет и символический смысл. Мы тоже можем посмотреть на наши падения как на момент, когда мы можем встретиться с Господом. Даже в момент нашего падения Христос является нам и приносит благую весть о спасении.

Я всегда указываю на один жест, который делают те, кто встречает Христа. Сегодня я хочу обратить внимание на то, что Савл упал. Мы можем посмотреть на наше прошлое, на все, что случилось, на все падения как на возможность встречи с Господом, потому что Он приходит даже в такой момент. Можно сказать, что Савл, после убийства Стефана, не был в состоянии благодати Божией. Он гнал Церковь, "дыша угрозами и убийством", пришел к Первосвященнику, чтобы ему разрешили преследовать христиан и в Дамаске, а не только в Иерусалиме. В нашем понимании он был очень далеко от Бога и любви, которой является Бог. Но именно в такой момент, к такому грешнику, пришел Иисус.

Я бы хотел пригласить вас посмотреть на свою жизнь, на все свои падения, на все неудачи с надеждой - как на момент, когда Воскресший Господь приглашает нас преобразить то, что является неудачей, в миссию, в спасение. Есть один тонкий момент, когда мы смотрим в прошлое, в неудачи. Нам не хочется. Это трудно. Не хочется смотреть на это еще раз, потому что, когда мы смотрим на это, кто-то постоянно подсказывает нам: "Ты неудачник! Если в твоей жизни есть неудачи, ты неудачник. Если в твоей жизни есть грехи, ты грешник. Если ты упал, ты падший, и уже не сможешь подняться". Это искушение. Оно не от Господа. Господь, когда указывает на наши грехи, неудачи, всегда дает силу подняться и сделать еще больше, чем мы делали до падения. Тем отличается то, что говорит нам Бог, от того, что говорит лукавый? Лукавый все время говорит: "Посмотри на себя, какой ты неудачник. Ты уже ничего хорошего в своей жизни не сделаешь. Посмотри, сколько у тебя грехов". А когда Бог говорит о наших неудачах, мы слышим: "Я люблю тебя, ты сможешь это преодолеть и сделать еще больше с моей благодатью". В этом разница. Часто мы не смотрим в прошлое, потому что боимся именно этого искушения, которое приходит. Потому что лукавый постоянно говорит нам о том, какие мы неудачники. Но Господь тоже приходит и говорит нам: "Посмотри, и в неудачах тоже сможешь увидеть благодать".

Это трудный момент. Не просто возвращаться к прошлому. Но стоит возвращаться к своей жизни, потому что от этого зависит наше будущее и то, что происходит сейчас. Как мы формируем себя самих? Через то, к чему возвращаемся. Если мы возвращаемся к хорошим моментам, это влияет на нас, и мы сможем увидеть добро в мире. Если мы закрываем глаза, чтобы не видеть трудных моментов, они все равно остаются в нас. Эту рану надо открыть, но не для того, чтобы сказать, какой я неудачник, а чтобы Бог своей благодатью мог это преобразить как хороший врач.

Я еще не назвал тот дар, о котором говорю. Это ВЕДЕНИЕ. Оно не касается знания, книжек, которые мы прочитали. Хотя апостол Павел был знаменитым богословом, речь о другом. Дар, который он получил - это умение увидеть свою жизнь во свете Евангелия. Этот дар приносит нам Воскресший Господь, - дар Святого Духа, дар ведения. Я вижу свою жизнь и понимаю, что она имеет смысл, вижу, что моя жизнь совпадает с Евангелием. Увидеть свою жизнь в свете Слова Божия - это дар ведения, с которым к нам приходит Бог.

Этот дар прежде всего позволяет нам увидеть Бога. Мы уже говорили о трех дарах, которые дают нам силу любить Бога еще больше: страх Божий, благочестие, мужество. А дар ведения связан с тем, что мы можем в своей жизни увидеть Бога, а не только понять, что жизнь имеет смысл. Я пойду к психологу, и он тоже скажет мне: "Твоя жизнь имеет смысл. Если найдешь мотивацию, все будет хорошо". Не будет, потому что я все равно останусь со своими проблемами. Как говорила Адриенна фон Шпейер: Бог дал человеку только одну терапию. Это крест, распятый Христос, зеркало, в котором я могу увидеть себя самого. Перед этим зеркалом происходит терапия, лечение всех наших ран, которые еще живы в нас.

Дар ведения - это значит увидеть Бога. Не только один раз, в момент первой встречи. Видеть Бога надо во всей своей жизни, в каждый момент своей жизни. Это и есть дар ведения, который дает нам Святой Дух.

Приглашаю вас к молитве, к тому, чтобы еще раз посмотреть на свою жизнь, на свои падения, неудачи, и попросить Бога одарить нас этим даром ведения, и тогда даже в трудных моментах мы сможем увидеть благодать, понять, что Он и тогда присутствовал в нашей жизни. Это великий дар, который в полноте мы получим после смерти, когда увидим, какой смысл имела наша жизнь, почему она свята, почему я так важен, но часть этого мы можем увидеть уже сейчас благодаря дару ведения. Аминь.

 

Добавить комментарий

Поиск