Реколлекции Новой Жизни, 6 Печать
Автор: Войчех Сурувка ОР   

 

Санкт-Петербург 

Дорогие братья и сестры,

Это последняя встреча в рамках наших Пасхальных реколлекций. Но о последнем даре Святого Духа, даре премудрости, мы будем говорить на всенощном бдении, а сегодня наш разговор будет о даре разума.

Что такое разум? Голова? Кажется, зачем нам еще просить, ведь у нас уже есть разум, все мы его получили от Бога, тем и отличаемся от животных, но вследствие первородного греха мы ранены. Человек - это не только разум, но еще свободная воля и чувства. После первородного греха разум стал ошибаться, мы не сразу узнаем, где истина. Если бы мы могли вернуться в рай, мы бы всегда знали, где находится истина. Но мы этого не знаем, и истину нам надо искать. Наша воля не следует за разумом, даже когда мы уже нашли истину: воля тоже ранена и не всегда готова пойти за разумом. Это называется "не хочется" - я знаю, что надо сделать, но мне не хочется. Таково следствие первородного греха. И третье: чувства тоже непослушны. По своей природе они хотели бы слушаться, у них есть хорошее желание, они бы хотели подчиниться разуму, но не получается.

Такова наша жизнь, мы в пути, и нам всегда надо искать, где находится правда. Человек, это homo viator, человек в пути, и того, что мы знаем сегодня, завтра будет уже недостаточно. Это с одной стороны связано с ошибкой, а с другой - с тем, что тайна Бога остается тайной, даже если бы в нас не было первородного греха. Мы не будем знать о Боге всего, даже если справимся со всеми недостатками разума. 

Помните, как к Марии пришел ангел Гавриил? Мария спрашивает его: "Как это будет?" Она без первородного греха, но тоже не знает, как это будет. В жизни Она всегда выбирала добро, но когда она встретилась с тайной Бога, это для нее тоже оставалось не до конца понятным. Такова наша жизнь, нам бы хотелось, чтобы было иначе, но мы в пути.

Сегодня мы тоже возьмем в пример конкретных учеников, которые получили тот дар, о котором мы просим. Два ученика находились в пути, одного из них звали Клеопа, их движение из Иерусалима в Эммаус - символическое изображение нашего пути от Бога ко всем нашим ошибкам. Мы оставляем Иерусалим, место, где умер и воскрес Господь, и пытаемся найти Его в другом городе.

Ученики находились в пути, и таково состояние нашего разума: наш разум находится в пути. Они разочаровались, и пытаются найти истину в другом месте. Это и наша участь. Мы часто так поступаем, когда нас охватывает разочарование Иисусом Христом в нашей жизни. Мы пришли пять лет назад в Церковь, все должно было быть так красиво, а получается все обычно. Потому что Бог не меняет этого мира, Он меняет наше сердце, и мы можем посмотреть на окружающий мир иначе. Приходит разочарование, по разным причинам, не это тема нашей беседы, но разочарование приходит. Каждый из нас, думаю, прошел через это. Я обычный человек, и иногда нахожу в своем сердце чувство разочарования именно Иисусом Христом, потому что я ожидал чего-то другого, потому что хочу большего, чтобы было по-другому, но Иисус сделал так, как сделал: умер и воскрес.

Когда приходит разочарование, мы пытаемся найти истину в другом месте, нам не хватает терпения, чтобы подождать Воскресения в Иерусалиме. Сразу, в пятницу, после смерти Иисуса подождали три часа, а потом - всё. А молодежь уходит еще раньше. Мы уходим и начинаем искать в других местах. Но когда мы уходим, к нам присоединяется Иисус. И всё начинается с разговора с Иисусом, который касается разума и веры.

Посмотрим, как происходит встреча человека с Богом. Она начинается не с того, что человек читал книжки и пришел к тому, что здесь находится истина. Есть некоторые люди, которые так начинали, святой Августин, среди прочих. Он прочитал всех философов, потом разных сектантов, и затем пришел к тому, что истина находится в христианстве. Но чаще всего бывает так, что мы заходим в храм и чувствуем, что попали домой. Когда я спрашиваю кандидатов в катехуменат: "Почему вы хотите присоединиться именно к нашей Церкви?", часто слышу в ответ: "Не знаю, это не первый храм, который я посетил, но я вошел и почувствовал, что я дома". Касается ли это разума? Это касается прежде всего сердца. Бог обращается к сердцу человека, и мы даже не знаем, в какие слова облечь этот опыт, но чувствуем, что здесь наш дом, и этого достаточно. Так начинается вера.

Так же и в жизни, даже когда говорим не о Боге. Когда мы используем эти слова? Кому я верю? Близким, родителям, мужу, жене. Почему я им верю, доверяю? Потому что мы связаны, и эта связь называется любовь. Чем больше любви, тем я больше доверяю этому человеку. Если нет любви, это мой неприятель, и я ему не доверяю. Чем больше во мне любви, тем больше я доверяю.

То же самое происходит в момент встречи с Богом. Бог идет нам навстречу со своей любовью. Мы доверяем Ему, в первый раз остаемся в храме на пять минут. Потом на пятнадцать. Потом видим, что в храме есть какая-то служба, остаемся на нее. Так Бог притягивает. Не дает нам сразу какую-то книгу: "Возьми, прочитай, что Я говорю: десять заповедей". Мы не знаем, как это происходит. Это тайна человека, к которому обращается Бог.

Когда мы думаем о разуме, надо включить в него и сердце. Разум это не только то, что в голове, и не только то, что в сердце. Если посмотреть на человека в Библии, то центром человека является сердце, не разум. Разум был в центре у греков, для них важно было оторваться от этого мира, от тела, и тогда оставался чистый интеллект. А для человека Библии центр - это сердце.

Иногда разум может препятствовать, если он отделен от сердца. Так, как это случилось в жизни этих учеников. Они уже знали, как должно быть, что должен сделать Мессия. Они все определили, решили: Мессия должен быть такой и такой. А пришел Иисус Христос и сделал все наоборот, и все, что они придумали, оказалось напрасным. Мы тоже в жизни, даже если не хотим, говорим Иисусу, что Он должен делать, не слушаем Его, имеем свои представления, как должен выглядеть Иисус, что Он должен делать и как себя вести. А Он на самом деле делает все наоборот.

Наш разум решает не только, что делать в жизни мне. Он настолько ранен, что хочет определять, что делать Иисусу. Он говорит, что должен делать Бог. И это случилось в жизни Клеопы и его друга, когда они ушли из Иерусалима искать истину в другом месте. Иисус присоединился к ним, и тогда начался разговор.

Когда Клеопа уже рассказал, как было бы хорошо, если бы Бог сделал все так, как Клеопа придумал, что говорит Иисус? - "О, несмысленные!" Буквально: те, у которых нет мысли, нет разума - "О, неразумные!" Все, что вы придумали обо Мне, неправда. Позвольте Мне быть тем, кем Я являюсь: Истиной, Жизнью, Путем.

Что еще говорит Иисус? "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему…." Иисус как будто объясняет, что это касается не только разума, но и сердца. "Медлительные сердцем" - не чтобы знать, но чтобы веровать всему, что было предсказано о Мессии, потому что они уже все получили в Ветхом Завете. Бог уже все сказал, но в учениках еще не было дара разума, который бы увидел Иисуса Христа во всей истории спасения.

Дар разума касается сердца и веры человека. Не оторванного, абстрактного разума ученых, а сердца верующего человека. Дар разума соединяет интеллект и веру. Вера находит подтверждение в интеллекте, а интеллекту вера дает тот свет, которого ему не хватает.

Это великий дар. Великий дар, особенно когда наш разум начинает говорить, что Бог должен делать в моей жизни. Надо попросить, чтобы мы не планировали за Бога, что Он должен делать, но умели посмотреть на то, что Он уже сделал, и где мы можем Его найти, какой Он на самом деле. В этом связь между Ветхим и Новым Заветом. Это дар разума, который помогает нам узреть Бога, Иисуса Христа, второе Лицо Пресвятой Троицы, в истории человека с самого начала. Иисус объясняет то, что уже есть в Священном Писании, поэтому стоит возвращаться к Ветхому Завету, возвращаться к постоянному чтению Библии. Если в моей голове включается механизм, который говорит Богу, что Ему надо делать, то надо взять Библию и прочитать. Посмотреть на то, что Бог уже сделал, а не на то, что Он, якобы, сделать должен. И это важнее того, что мы для Него запланируем.

Иисус включает в Свою жизнь все, в том числе и мою жизнь. Зачем мне еще что-то определять Богу? Его смерть и воскресение включают все, и я могу найти смысл своей жизни в Его жизни, а не в том, что буду говорить Богу, каким должен быть смысл моей жизни в будущем. Я могу найти смысл своей жизни в жизни Христа.

Иисус не только объясняет. Разум, который находится в пути, ищет ответов, и эти ответы мы можем найти в Библии. Через Библию мы можем получить этот дар разума, увидеть, как Иисус выглядит на самом деле, что Он делает и кем Он является. Это первое.

Второе. Когда они уже пришли в Эммаус, Иисус преломил хлеб, и при этом символическом жесте у учеников открылись глаза, они уже увидели. Сначала в них только горело сердце, а потом открылись очи. Такой путь надо пройти и нам - мы потеряли путь и ищем ответы в Священном Писании. В этот момент начинает меняться наше сердце, ведь дар разума касается не только интеллекта, но и сердца, которое сможет узнать Иисуса Христа в Священном Писании. А потом Он приглашает нас участвовать в Его жизни, а не только слушать Его. Он все нам объясняет, и тогда открываются наши глаза, так, что мы можем увидеть.

Что для греков является самой высшей ступенью духовной жизни? Идеал - это созерцать добро. Для нас - это тоже идеал. Слушать, "Шма Исраэль", это тоже касается нашего духовного развития и дара разума. Слушай слова, и тогда сможешь увидеть Иисуса в жестах, таинствах, - в тех жестах, которые мы повторяем, в Его жестах.

Сейчас подготовимся к Адорации, поблагодарим сегодня Господа за все дары, которые мы получили за время этих реколлекций, потому что благодарность открывает сердце к принятию еще больших даров, и этому нет границ. Поблагодарим Господа за все. Аминь.