Купить этот сайт
Реколлекции Новой Жизни, 7 Печать
Автор: Войчех Сурувка ОР   

Санкт-Петербург

Молитвенная ночь на торжество Пятидесятницы

 

Братья и сестры, двери уже заперты, и есть надежда, что Святой Дух придет. Ученики Иисуса находились за закрытыми дверями, потому что они боялись. У нас есть все, что было у них: двери заперты, сердца подготовлены, совместная молитва - это Церковь, - и этого достаточно для того, чтобы пришел Святой Дух, потому что Он всегда отвечает на призыв Невесты Христовой, Церкви. Мы можем питать надежду, что и в эту ночь Святой Дух придет к каждому из нас.

Святой Дух очень смирен, Бог очень смирен, Он отвечает на призыв Церкви, отвечает на этот призыв во время Таинств, во время молитвы, так что нам достаточно призывать Бога в Святом Духе. "Дух и Невеста говорят: Приди!" Мы собрались, чтобы просить Его об этом.

Сегодня последняя встреча наших реколлекций. Это не лекция, а подготовка к молитве, подготовка сердца ко встрече с Богом. Во время реколлекций мы говорили о дарах Святого Духа. Этих даров семь: дар страха Божия, благочестия, мужества, ведения, разума, совета, мудрости. Мы еще не успели сказать о мудрости, и сегодня поговорим об этом даре.

Для тех, кто не участвовал в реколлекциях, скажем о том, что суть дары Святого Духа, и в чем они помогают. Эти дары получает конкретный человек, чтобы более совершенно познать и любить Бога. Это дар для конкретного человека.

Например, дар ведения: мы узнаем о Боге не вообще, не из книжки. Ведение - дар, благодаря которому мы узнаем Бога именно в нашей жизни, как было в жизни апостола Павла. В момент обращения он увидел, что его жизнь имеет смысл, что Бог его сотворил, что Он заботился о нем с самого начала. Увидеть Бога в моей жизни, не только в момент молитвы в храме, но от момента зачатия до самой смерти, это дар ведения. Этот дар не касается знания о Боге, почерпнутого из книжки.

То же с даром совета: он касается не всех советов, какие мы можем дать, но совета, который указывает на Бога. Настоящий дар совета проявляется, например, в жизни Иоанна Крестителя: "Вот Агнец Божий". Или в том, что сказал Иоанн Богослов: "Это Господь" - когда после воскресения Петр не узнал Христа. Этот дар тоже говорит о Боге, помогает другому человеку его найти.

То же самое с дарами, которые делают более совершенной нашу любовь: страх Божий, это дар Святого Духа. Это не страх перед Богом, а страх, чтобы не оскорбить Бога. Я боюсь совершить грех, который оскорбляет Бога. Этот дар помогает любить Бога, беречь себя от опасных моментов, когда я могу согрешить. Благочестие прямо помогает нам идти в сторону Бога, молиться, броситься к Богу, как Петр, который увидел Господа. Все дары помогают нам более совершенно любить и познавать Бога - в отличие от харизм, которые Бог дает конкретной общине. Ее получает конкретный человек, но не для себя, а для общины. А дары Святого Духа конкретный человек получает для себя, чтобы лучше любить и познавать Бога.

Сегодня мы рассмотрим последний дар, дар мудрости. Кто такой мудрец? Современная культура указывает нам на разных идолов, мудрецов, которые подсказывают нам, как жить. Гарри Поттер с волшебной палочкой - у него в жизни все получается. Это один из примеров. Он считается человеком мудрым. Но чем отличается мудрость, о которой мы говорим? Это не только интеллект. Человек может обладать хорошим интеллектом, и совершенно не быть мудрым.

С чем связана мудрость? С Божиим Провидением, с замыслом Божиим. Мудрый человек - тот, кто имеет участие в Божием Провидении. Он может быть не очень хорошо образован, но он получил этот дар. Мы не можем сами достичь этого - пойти в университет на факультет мудрости. Нет. Мы можем пойти на философский факультет, но это не всегда совпадает с мудростью, о которой говорим мы. Если это дар, мы получаем его даром. Человек, у которого нет хорошего образования, может быть мудрым, потому что мудрость связана с Божиим Провидением. Мудрый человек участвует в Божием Провидении, он умеет увидеть смысл всего, не только своей жизни, не только распознать присутствие Бога, но он способен увидеть в истории историю спасения.

Часто, когда мы смотрим новости, думаем: "Вот, что происходит в мире". На самом деле нет. На самом деле в мире происходит не то, о чем говорят в новостях. Бенедикт XVI говорит, что настоящая история Церкви - это жизнь святых. Чтобы посмотреть на то, как развивается история Церкви, надо посмотреть на жизнь святых, потому что они нашли ответ, они нашли мудрость, которая дала им возможность сохранить веру в очень трудные и опасные времена. Об этом не говорится в новостях. В новостях все идет хуже и хуже, и вообще можно потерять надежду, когда мы смотрим слишком много новостей. Надо посмотреть на жизнь святых, они на самом деле являются историей Церкви. Человек мудрый и святой участвует в Божием Провидении и умеет посмотреть на все, что происходит, в свете Божией мудрости. Поэтому в нашей духовной жизни важны не только новости.

Что такое "новости" в духовной жизни? Это грехи. Борьба с грехом происходит постоянно, каждый день вечером мы смотрим "новости". Что произошло? Все хуже и хуже. Эти "новости" нам также подсказывает лукавый. Совесть работает, но лукавый преувеличивает все, что произошло. Обычно мы делаем так, что духовная жизнь ограничена "новостями", которые мы вечером посмотрели, впали в отчаяние, нам уже ничего не хочется, а назавтра снова смотрим те же самые "новости", но все уже пошло еще дальше и хуже. Духовная жизнь - это тоже "новость".

Я не хочу сказать, чтобы вы не обращали внимания на грехи и борьбу с ними в духовной жизни, нет. Я хочу лишь сказать, что в духовной жизни есть еще одна сторона. Помните Десять Заповедей, которые Бог дал Моисею? Наши "новости" мы смотрим по этому списку - первое, второе, третье. Но как начинаются Десять Заповедей? "Шма Исраэль" - слушай, Израиль. Бог един. Это часть духовной жизни, о которой мы чаще всего забываем - слушать Бога и то, что Он мне говорит, а потом уже вторая часть - Десять Заповедей, посмотреть, что произошло на фронте борьбы с грехом. Но сначала: "Слушай, Израиль!" Послушай своего Бога, с чем Он к тебе обращается.

Так начинается участие в Божием Провидении: слушать Бога и выполнять, что Он мне сказал. Можно посмотреть на жизнь ветхозаветных святых, возьмем Моисея. Как у него начинается духовная жизнь? Ему явился Господь и сказал: "Пойдешь в Египет, чтобы вывести оттуда Мой народ Израиля". Это его участие в Божием Провидении. Он послушал слова, которые ему сказал Бог, и в конце концов сделал, то, что Бог говорил. Моисей отказывался восемь раз, просил Бога послать другого человека, но Бог сказал: "Пойдешь ты". Это та часть духовной жизни, о которой мы чаще всего забываем - слушать Бога. Так учатся мудрости.

Дар мудрости похож на дар пророчества в Ветхом Завете. Пророчество заключается не в том, что произойдет в будущем. Пророк - не Гарри Поттер. Пророк говорит, каков настоящий смысл сегодняшнего дня, он говорит о том, что Израиль, человек, верующий, забыл. Он не дает ничего нового, не дополняет Откровение, а объясняет то, что мы забыли. Дар мудрости делает то же самое - он не дает ничего нового, но напоминает нам о том, что мы забыли. Мы можем посмотреть на нашу жизнь в свете Слова Божия.

Во время реколлекций я старался привести пример из Нового Завета по каждому из даров, который получили ученики. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на Мать Иисуса, Марию. Для нас Она является примером мудрости. Мы не знаем, встретилась ли Она со Своим Сыном после Воскресения или нет, и это тоже указывает на дар мудрости.

Мудрость - это дар, и мы не можем его заработать, но можем каким-то образом подготовиться, чтобы принять этот дар, чтобы Богу было легче прийти к нам с этим даром. Три момента из жизни Марии помогают нам понять, что такое дар мудрости.

Первый момент - когда к Марии пришел Ангел и сказал, что Она родит Сына. Что сделала Мария? Она молчала. После всего этого разговора Она сохраняла эту тайну, и это самый важный момент в мудрости, или первая черта мудрого человека - он не болтает. Не рассказывает сразу всем о том, что случилось в его духовной жизни. Мария ограждает эту тайну молчанием. Мудрый человек умеет сохранить тайну в молчании, в том числе и тайну своей встречи с Богом. Почему это важно? Об этом пишет св. Игнатий Антиохийский в Послании к Ефесянам: "Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божьем".

Три самые главные тайны нашего спасения: девство Марии, Ее деторождение и смерть Господа. На самом деле в греческом тексте использовано другое слово: не "достославные", а "кричащие". Об этих тайнах слышно. Даже если посмотреть по-человечески. Боль очень связана с эмоциями человека, и человек кричит - особенно в момент рождения ребенка. Но все эти кричащие тайны были сохранены в безмолвии Божием от князя века сего. Поэтому князь века сего, лукавый, не узнал, что произошло в этот момент. Все это было сохранено в "esekhia Theou", а безмолвии Бога. Для нашей духовной жизни, для человека мудрого, это подсказка: если мы будем сохранять тайны нашей встречи с Богом, то сохраним их и от князя века сего, от лукавого, потому что он постоянно рядом с нами. Как и ангел хранитель. Я уверен в этом. Особенно, когда я выхожу на амвон проповедовать. Он здесь. Если мы сохраняем тайну нашей встречи с Богом, то сохраняем и от него, и тогда мы можем позволить, чтобы эта встреча с Богом развивалась в нас. Это первая черта мудрого человека: Марии. Она сохраняла это в молчании, не говорила, что и как произошло. Бог позаботился об этом.

Второй момент, когда Иисусу было уже двенадцать лет, Он пошел по собственной воле в Храм. Когда родители нашли Его три дня спустя, Мария спросила Иисуса: "Почему Ты сделал нам это? Отец Твой и я искали Тебя". Иисус отвечает: "Не знаете, что Я должен быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Мария и Иосиф не поняли, было какое-то недопонимание между ними, но Мария, как дважды говорит евангелист Лука, сохраняла эти слова в своем сердце. Это вторая черта мудрого человека: сохранять в сердце то, с чем Бог обращается ко мне. Не только сохранять в молчании, а сохранять более активно, размышлять над этими словами, возвращаться к этим словам, даже когда я сначала не понимаю, каков смысл этого события, когда даже во мне появляется какое-то. Все равно, сохраняем эти слова и размышляем над ними. Не говорим: "Иисус не понял меня, ну что поделать, пойдем дальше". Мария и Иосиф не поняли, но Мария сохраняла эти слова и размышляла над ними. Это второй момент: сохранять слова.

В какой-то степени мы никогда не понимаем Бога до конца. Даже Мария без первородного греха зачатая, - у нее не было таких проблем, как у нас, в борьбе с грехом. Она тоже, когда встретилась с тайной Бога в момент Благовещения, в момент обретения Иисуса в Храме, то до конца не поняла, потому что ни одно творение не может понять Бога до конца; мы являемся творением. Но того, что мы получаем, достаточно, чтобы нас наполнить. Это не означает, что Бог что-то скрывает. Мы не можем понять до конца только потому, что мы - творение, а Он - Вечный. В какой-то степени мы можем участвовать в Его Провидении, это и называется мудрость. Второе: сохранять в своем сердце.

Третий момент - когда Мария пребывала вместе с учениками в день Пятидесятницы. Что она делала? Молилась. Это третья черта мудрого человека. Он не только ограждает свою встречу с Богом молчанием, не только размышляет над словами и событиями, которые произошли в его жизни, но и молится.

Йозеф Ратцингер говорит, что молитва - это диалог между "я" и "ты". Очень простое определение. Он говорит, что сначала тем, кто действует, является "я": я прихожу, я читаю молитву, я обращаюсь ко Господу, а со временем тем, кто действует, становится "Ты", Бог. Таким образом, мы возвращаемся к словам "Шма, Исраэль". Мы начинаем молитву, и нам кажется, что это наша инициатива, надо взять какие-то молитвы, прочитать их. Но Ратцингер говорит, что потом мы, наше "я", больше всего остается в молчании, а тем, кто действует, является "Ты" Бога.

Я часто спрашиваю детей: "Ты молишься?" - "Да". - "А как?" - "Читаю такие-то молитвы". - "А что такое молитва?" - "Разговор с Богом". - "А что Бог тебе в последний раз сказал?" - "Как, Бог может обращаться ко мне???" Они знают, что молитва - это разговор с Богом, но на самом деле получается монолог, если мы не уделяем времени тому, чтобы Бог мог что-то сказать нам.

Когда я пришел в новициат, нашел маленькую книжку одного монаха-бенедиктинца, у него есть высказывание, что надо молиться так, как мы умеем, но ежедневно. Как умеем. Не надо искать конкретной молитвы, главное - постоянство. Таковы три черты мудрого человека, как можно подготовиться к тому, чтобы получить дар мудрости, дар участия в Божием Провидении. Через молчание, через сохранение слова Божия в своем сердце и через молитву. Это все. Но это задача на целую жизнь. Бог приходит к нам с этим даром. Мы можем увидеть смысл истории спасения, а не только смысл своей жизни, и поэтому настоящая история Церкви - это история святых. Они знали, каков Божий Промысел, и знали, как ответить на это в конкретный момент.

Есть замечательная статья Йозефа Ратцингера, написанная в 1968 году: "Как будет выглядеть Церковь в 2000 году". Будущий Папа отсылает к истории Церкви после Французской Революции. Он говорит, что было много тех, кто пытался установить диалог с современным миром. Но сейчас кроме историков никто не помнит, как их звали. Но тот, кто нашел правильный ответ, Божий ответ, был учеником пекаря, Клемент Хофбауэр, один из основателей конгрегации Редемптористов. Как прийти со Словом Божиим к человеку после Французской Революции? Не мудрые университетские преподаватели, а ученик пекаря нашел ответ, потому что Бог дал ему такой дар. Он готовился принять его через молчание, через размышление над Словом Божиим и через молитву. И это для нас тоже задача, чтобы во время молитвы попросить об этом даре для каждого из нас, чтобы мы могли служить Церкви этим даром.

Сейчас подготовимся ко второй части - к молитве. Это более интересная часть, молитва каждого из нас перед Пресвятыми Дарами. Аминь.