Пять средств от грусти Печать

 Роман Шульц ОР

21 марта 2010 г., Санкт-Петербург 

Глубочайшая грусть, которая вмещается в человеческом сердце, бывает, когда человек отходит от Бога. Примером этому является богатый юноша из Евангелия: он верно соблюдал Десять Заповедей, но отошел от Иисуса грустный, поскольку не хотел освободиться от своего богатства. У нас тоже бывает своя грусть, которая берет начало в наших различных «богатствах», таких как грехи и пороки. Эти «богатства» (в кавычках) -  гордыня, вожделение, зависть, нечистота, обжорство, гнев или лень - тормозят нас на пути соединения с Богом. И часто грусть и наполняет нас из-за того, что мы далеко от Бога. Мы грустны - грустные христиане. Есть поговорка: «Грустный святойникакой не святой».

Противоположность грусти – радость, которая проистекает из жизни в гармонии с Богом, с ближними, с природой. Радостьэто плод Святого Духа. Как избавиться от грусти, то есть каков путь, чтобы открыть себя радости во Святом Духе?

Святой Фома Аквинский в Сумме Теологии дает нам пять способов, а Франциск Сальский в Филотее говорит о десяти средствах против грусти. Филотея стоит того, чтобы ее прочитать, это прекрасный труд для тех, кто стремится духовно развиваться.

В этой же проповеди я расскажу о пяти средствах от грусти согласно св. Фоме Аквинскому.

1/ Первое средство от грусти, это удовольствие. Я не имею в виду недостойных удовольствий, которые ведут ко греху или унижению человеческого достоинства. Это не противоречит и тому, что в нашей жизни есть периоды, когда мы сознательно отказываемся от чего-то приятного, чтобы благодаря посту и аскезе открыться еще большим радостям и еще большим ценностям.

Бог одаривает нас безмерным количеством даров, которые несут в себе жизнь, а зачастую и приносят удовольствие.

Сколько существует удовольствий, за которые мы благодарим Бога? Когда у нас ничего не болит, когда мы выспались, когда вкусно поели. Святой Павел скажет: имея пищу, одежду и крышу над головой, будем довольны. Довольны ли мы? Сколько удовольствия в удобной одежде, во вкусной пище, в питье хорошего сока, в приятно обставленной квартире. Сколько удовольствия в вождении машины, в слушании хорошей музыки, в Таинстве Брака и так далее. Это первое лекарство от грусти: обратить внимание на маленькие удовольствия и Того, кто их подарил – Бога. Прикоснуться в этих мелочах к Его любви и благодарить за них – это рождает радость. :-))

2/ Второе средство от грусти, это  созерцание истины

Чтобы созерцать истину, нужно время. Когда-то один журналист спросил кардинала Люстиже: У вас есть время на молитву? И тот ответил: Нет, но я беру его себе. Надо брать себе время для молитвы – запланировать его. Взрослому человеку, чтобы духовно развиваться, нужен как минимум час молитвы в день. Чтобы в нашей жизни не было так, как в анекдоте шестидесятых годов: Приехала в коммунистическую страну группа строителей из Америки, чтобы посмотреть, как тут работают. На одной стройплощадке увидели человека, который туда-сюда возил пустую тачку. Спрашивают: Ты что возишь пустую тачку? А тот отвечает: У нас такой высокий темп работы, что некогда ее нагрузить.:-) Только бы не было в нашей жизни так, что нам некогда нагрузить тачку – не найти времени на молитву. Папа Бенедикт Шестнадцатый написал в энциклике о любви, что молитва никогда не будет потерей времени.

Созерцание – это противоположность потребления. Потреблять – значит брать, а созерцание – это позволить Богу, Который является ИСТИНОЙ, охватить и преобразить нас.

Истина – это Бог, прежде всего присутствующий в СЛОВЕ. Мы должны читать Священное Писание. Два года назад, когда Папа Бенедикт Шестнадцатый провозгласил год святого Апостола Павла, удалось ли нам хоть раз прочитать послания святого Павла? Этих посланий тринадцать, и в них около девяноста глав. То есть, читая по главе в день, все послания можно прочитать за три месяца. Использовал ли я год святого Павла для того, чтобы подружиться с Павлом – чтобы послушать его, чтобы дать Истине овладеть мной, чтобы созерцать ее? Наверно ДА! Будем благодарны за эту благодать. А если нет? Тогда, может, сегодня стоит принять решение, чтобы восполнить этот пробел и прочитать послания святого Павла. Или решить, что будем каждый день, хоть по семь минут, читать Новый Завет?

Мы нуждаемся в созерцании ИСТИНЫ – то есть во встрече с Богом, который хочет наполнить и преобразить нас Своим СЛОВОМ.

Мы также призваны к тому, чтобы созерцать ИСТИНУ, которой является ЕВХАРИСТИЯ. Если есть такая возможность, то стоит участвовать в Евхаристии ежедневно; велико значение Жертвы Иисуса. Во время реколлекций стоит задать себе вопрос о Поклонении Богу, который находится в дарохранительнице двадцать четыре часа в сутки – ЛЮБОВЬ, которая НЕ ЛЮБИМА, КОТОРАЯ НЕ ПОЗНАНА, Иисус, одинокий УЗНИК наших храмов, который так много хочет подарить нам. Сестра Малгожата Хмелевска из общины Хлеб Жизни, рассказывала, как однажды в дом этой общины во Франции зашла поговорить проститутка. Это оказался день созерцания, и вся община в течение нескольких часов поклонялась Господу Иисусу в Пресвятых Дарах. Бедная и не знающая Иисуса женщина вошла в часовню, ничего не понимая, и просидела там около трех часов. Вышла она оттуда уже верующей. Бог коснулся ее сердца, обнял и преобразил. Каждый из нас нуждается в том, чтобы посидеть перед живым, пребывающем в дарохранительнице, Иисусом – там Он ждет тебя, потому что любит тебя. Его любовь к тебе каждое утро обновляется, как говорит пророк Иеремия. Еще один вопрос: как я встречаюсь с Иисусом, когда принимаю ЕГО в СВЯТОМ ПРИЧАСТИИ? Святая Тереза Младенца Иисуса перед тем, как принять Иисуса в Причастии, приглашала в свою душу Марию. Она представляла душу как огромное пространство и просила, чтобы Мария сперва убралась в ее душе и вынесла из нее весь мусор. Затем просила, чтобы Мария раскинула шатер и устроила его так, чтобы это было по вкусу Господу Иисусу. Она приглашала также ангелов и святых, чтобы они пришли и устроили хор и оркестр, который споет и сыграет грядущему Господу. Напрашивается вопрос о моем месте в этой  хорошей Компании? Дай нам Бог дорасти, встречаясь с Иисусом, до смирения мытаря и жены хананеянки, о которых пишут евангелисты. Дай нам Бог верить, как сотник, который сказал: Господи, я не достоин, чтобы ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя.

 3/ Третье средство от грусти (по св. Фоме) СЛЁЗЫ.

В Евангелии мы встречаем женщин, которые плачут на Крестном Пути. Плачет Петр, когда отрекся от своего Учителя. Слёзы бывают разные. Слёзы счастья или слёзы злости. Я вспоминаю Полину, которая плакала на свадьбе. Я ее спросил: Что ты плачешь?  Она искренне ответила, что плачет из ревности, потому что ее парень танцует с другой девушкой.

В Евангелии мы встречаем и плачущего Христа. Он плачет у гроба Лазаря, плачет по Иерусалиму, который не узнал время своего посещения.

Как хорошо, что Иисус плакал о жителях Иерусалима. Будем просить, чтобы Иисус плакал и о нас, чтобы Он плакал в нас. Чтобы Его слезы преобразили меня, чтобы я плакал в Нем, Его слезами. Нам нужны слёзы, которые очистят наши сердца, слезы искреннего сожаления и сокрушения. Мы нуждаемся в слезах, которые вытекают из познания нашей беды; не слёзы отчаяния, как у Иуды, а слёзы надежды, как у Петра.

4/ Четвертое средство от грусти, это РАЗГОВОР С ДРУГОМ

Кто не хочет настоящей дружбы? Как мы благодарны Богу за людей, которые оказались для нас настоящими друзьями!

Бог прекрасно придумал брак, потому что супруги прежде всего должны быть друг для друга друзьями. Дружба возможна вне брака, однако, если супруги - не друзья, то их брак труден и находится в опасности. Поэтому, с детства надо молиться о распознавании своего призвания: о хорошем муже, хорошей жене, и потом, уже в браке, заботиться о дружбе, которая является источником радости и высшей формой любви между людьми. Надо также найти себе друзей среди святых. Надо читать книги, которые они написали. Святые – верные друзья. Прежде всего, однако, необходимо, чтобы каждый из нас дорастал до того, чтобы становиться Божиим другом для других, особенно для молодых.

5/ Пятое средство против грусти ..... кто догадается? Согласно святому Фоме Аквинскому, это СОН И ТЕПЛАЯ ВАННА.

«Как сон любит тело!» - поет группа Скальды. Не забуду своего духовника, отца Яна Спежа, к которому еще до вступления в Доминиканский Орден я каждые два месяца ездил из Познани в Варшаву, чтобы исповедоваться и поговорить. Сначала он вел меня в монастырскую трапезную, чтобы я досыта наелся. Потом я принимал душ и шел спать. Я спал больше десяти часов, чтобы прийти в себя. А в конце был длинный разговор и исповедь. Еда, сон, теплая ванна, разговор, исповедь – как всё это было важно. Когда я уже стал священником, у меня были духовники, которые говорили, чтобы я спал по семь часов. Каким открытием было для меня, когда знакомая, которая изучала медицину, сказала, что человек должен ежедневно принимать душ. Святой Августин в Уставе, которому уже полторы тысячи лет (по этому Уставу живут доминиканцы), написал, что если врач предпишет монаху теплую ванну, то даже если это доставит монаху удовольствие,  он должен быть послушен врачу.

Учение святого Фомы Аквинского, который жил в тринадцатом веке, современно. Будем же использовать эти средства от грусти. 1,2,3,4,5. Аминь.