Купить этот сайт
Дидахэ! Учение двенадцати Апостолов Печать
Автор: Роман Шульц ОР   

 

23 марта 2010 г., Санкт-Петербург 

 
Какие условия должно выполнить человеческое сердце,  
чтобы творчески участвовать в жизни Евхаристической (приходской, семейной) общины
 

Таких условий шесть. 

Типичные для реколлекций искушения:

1/ услышанные слова я применяю к другим, а не к себе

2/ оцениваю, а не слушаю!

3/ не верю, что в моей жизни что-то может измениться.  


1/ Воспитание восприимчивой совести 

Чтобы услышать голос Божий и исполнить то, что Он говорит, совесть должна быть хорошо сформирована и стать правильной и надежной. 

Тадеуш Бартош и Томаш Венцлавский, которые бросили священство (а последний также и Католическую Церковь), в момент своего ухода засвидетельствовали, что поступили согласно своей совести, и готовы предстать перед Богом, праведным Судией.

Один из епископов сказал, что у этих двух священников роль совести претерпела принципиальную перемену.

** вместо того, чтобы обличать человека, когда тот ступает на путь зла, она оправдывает его злые поступки. Так действует деформированная совесть. Эти люди действительно поступают согласно своей совести, но это «их совесть», это их собственные взгляды, а не голос Бога, говорящий в душе человека.

** Дух Святой, храни мою совесть, чтобы я никогда не оправдывал зла в себе. 

Надо очень сильно благодарить за триптих, который является основой и укреплением нашей веры:

Священное Писание – Предание – Учение Церкви =  это триптих, который является Божиим даром, и это путь, которым Бог открывает Свою Истину. Он дан нам, слабым людям, чтобы мы не потерялись в дремучем лесу взглядов, которые имеют облик истины. 

Епископ Житинский – внезапно приехал в один из своих приходов. Там как раз проходила встреча пожилых дам, домохозяек. Они, склонившись, что-то читали; оказалось, что это Апостольское воззвание Иоанна Павла Второго: Ecclessia in Europa!! (О Церкви в Европе). Поразительно!!! Достойно подражания!! Отец Яцек Салий, когда мы были клериками, призывал нас читать, что пишет и говорит Папа, потому что в этих словах есть живое дыхание Святого Духа. 

Святая Тереза Иисуса (Авильская) ежедневно молилась, чтобы быть верной учению Церкви – это надежный путь!!! Отвергнуть одну из истин веры, значит отвергнуть авторитет Бога. 

Дидахэ, подталикивающее нас заботиться о своей совести, содержит прекрасную мысль: Каждый день встречайся с праведным человеком, т.е. человеком верующим;

Каждому из нас, особенно в момент какого-либо кризиса, параллельно с тесным общением с Богом необходима встреча с человеком глубокой веры.

Может статься, что в моем окружении такого человека  не найдется, тогда важен контакт с хорошей книгой, написанной святым – лучше Учителем Церкви.

Если человек познает шесть богословских систем, его вера будет сильна. 

Святой Иоанн Мария Вианней ежедневно уделял час времени духовному чтению, а в его библиотеке были прежде всего духовные классики: св. Тереза Авильская, св. Иоанн Креста. А какие книги читаю я? 

Принцип таков:

1/ кто хочет покорять горные вершины, должен искать общества альпинистов

2/ если же найдешь себе друзей среди посредственных людей, то закончишь на рынке (ярмарке) – грехи языка, клевета, обман, вульгарность, ложь.

3/ если будешь искать компании низких людей, то закончишь у пивного ларька (чрезмерная забота о своем теле и его потребностях)

Но у этой мысли есть и оборотная сторона: каждый день встречайся с праведным человеком. Мы сами должны быть для других Божьими друзьями, теми праведниками, которые помогут им в паломничестве веры. 

2/ Радость от достижений других людей:

В мире идёт соревнование, слабый проигрывает. Этим путем верующий идти не может. В евангельской общине есть радость от достижений каждого. Святой Фома Аквинский учит, что в небе каждый будет радоваться счастью другого, как своему собственному, потому что каждый будет любить ближнего, как самого себя. Тогда радость каждого человека станет столь великой, как радость всех людей вместе. Уже здесь, на земле, мы можем достичь такой любви к ближнему.

Отсутствие радости от чужих достижений – это призыв к обращению.

**Об общинах в первой Церкви говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». 

3/ Благодарение. 

Это простое лекарство от многих болезней души, это великолепный Божий дар.

Какие болезни лечит эта молитва?

1/ Она исцеляет от неправильного представления о Боге: благодарение показывает Бога – Творца и Спасителя, который любит меня.

2/ Она исцеляет от жалоб, критиканства, пессимизма и депрессии.

3/ Она лечит от гордости; благодарение – это самый простой путь к смирению.

4/ Она лечит от зависти (ревности).

5/ Она превращает грусть в радость. 

Христианство – это религия благодарения. Так ли это в твоей жизни, христианин?

Недостаток благодарения – это признак духовной безграмотности.

Недостаток признательности – это признак отсутствия любви.
 

Несколько простых примеров: 

1/ Пример для смиренных. Папа приносит Васе паровозик. Вася забирает паровозик и бежит в свою комнату. Это Вася Первый.

Папа приносит Васе паровозик, и Вася в восхищении откладывает паровозик и бросается к папе на шею со словами: Папа, спасибо, что ты такой добрый! – Это Вася Второй. Вася Первый останавливается на даре, а Вася Второй от дара обращается к Дарителю. Наше обращение заключается в том, чтобы из Васи Первого превратиться в Васю Второго.

Бог рассчитывает на наш ум! Что через такое множество даров, которыми Он нас одаривает, мы откроем Его самого и Его любовь к нам.

2/ Префация во время святой Мессы, особенно ее начало – сколь важен здесь призыв к благодарению, сколь необычайна динамика диалога священника и верных:

Господь с вами – и со духом твоим.

Ввысь сердца – возносим ко Господу.

Возблагодарим Господа Бога нашего– достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно ...... всегда и везде ... дай нам Боже эту благодать, чтобы мы всегда и везде возносили благодарение.

3/ святой Павел: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. (Первое Послание к Тимофею 6,8). Мы это всё имеем….. и что? Конечно, мы довольны!!! 

4/ Анекдот: В одном монастыре монах мог сказать только два слова каждые пять лет, да и то только настоятелю. Один монах через пять лет после вступления в монастырь приходит и говорит настоятелю: еда холодная. Приходит в следующий раз снова через пять лет и говорит: кровать жесткая. Через пятнадцать лет приходит и говорит: бросаю монастырь. На что настоятель отвечает: Ничего удивительного, потому что с тех пор, как ты здесь, ты не перестаешь ныть и жаловаться. : - ) 

Если кто-то жалуется, то разрушает жизнь в общине. Кажется, что у такого человека два желчных пузыря. Один, необходимый для пищеварения, в другой – там, где сердце. Господь Бог сотворил наше сердце, чтобы оно было местом прославления и благодарности, а не жалоб. Когда будет мало благодарения, в сердце образуется пустота, а природа пустоты не терпит, и человек начинает видеть все в черном цвете.
 

5/ Некий священник, после двенадцати лет в лагерях, вернулся домой в радостном расположении духа. Те, кто знал его историю, спрашивал, откуда у него такая бодрость духа и радость. Он отвечал, что каждый вечер, возвращаясь после работы в барак, каждый заключенный рассказывал, что доброго случилось за день. Один рассказал, что получил двойной паёк хлеба, другой, что видел прекрасный восход солнца, третий, что у него зажила рана на ноге… Этот священник открыл секрет бодрости духа такими словами: в лагере мы не дали вырвать нам из сердца благодарность. 

6/ Интенции на Святой Мессе......???  Чаще всего это просьбы о молитве за усопших, и это неплохо. Однако мы чаще просим, чем благодарим, а Евхаристия – это ведь (по-гречески) значит БЛАГОДАРЕНИЕ!!!!!!!!!! Если бабушка принесет внучку шоколадку, а тот будет ей благодарен, то в следующий раз бабушка принесет две шоколадки. Так и Господь Бог. За каждое «спасибо» Бог приходит к нам с новым даром. 

7/ Священник Эдуард Станек выработал Программу благодарения на целый год. По его методу благодарить надо в течение всей недели за какой-то один дар: например (for example:)) за руки, за воду, и так далее ... Через пол года работы по этой программе меняется взгляд человека на Бога, на себя самого, на мир, на людей. Чудесное лекарство!!!! 

4/ Добросовестность в работе 

Евангельскую общину могут создавать люди честные. Работу они выполняют сами, чтобы поддержать: 1/ себя; 2/ близких, семью 3/ и помогать нуждающимся. 

В общине не может быть ленивого – такие люди разрушают общину. Надо или открыть для себя ценность работы, или оставить общину. 

5/Отношение к тому, что свято 

A/ Почитание святого дня: 

Если в общине была напряженность, то в воскресенье перед тем, как подойти к алтарю, надо было примириться.

Дидахэ учит, что святой день надо переживать, примирившись:

1/ с собой

2/ с ближним: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой! (Евангелие от Матфея, 5,23)

В этом необходимо ежедневное испытание совести: как я думаю, как отношусь к грешникам, за которых умер Иисус? Нужно просить о любви, которая благословляет, которая молится, которая любит и творит добро.

3/ с Богом 

B/ Уважение к молитве. 

Молитва – это святыня!

Кардинал Бертоне в июне две тысячи восьмого года сказал семинаристам из Гродно: «Вы измените Беларусь, если ежедневно найдете пять часов для созерцания». Эти пророческие слова кардинала касаются не только клериков, но также священников и монахинь. А в некоторые моменты и светских. Реколлекция – это дни сосредоточения, которые проводятся несколько раз в год. 

Созерцание (по святому Фоме Аквинскому) – это самый трудный вид работы, к которой пригласил нас Бог, поэтому так легко убежать в разного рода активизм и забросить усердную молитву. 

Бенедикт XVI в Энциклике Deus Caritas est,  36 и 37, пишет: „Молитва как способ, чтобы постоянно черпать силы во Христе, становится конкретной необходимостью. Кто молится – не теряет времени (думаю ли я так же?). Даже если все указывает на необходимость срочного вмешательства и толкает нас к действию». 

Иоанн Павел Второй в NMI написал, что надо постоянно заново учиться молитве. Надо просить, как апостолы: «Господи, научи нас молиться!!!» «Рутина – это смерть молитвы», - писал святой Франциск Сальский. «Бездумность – это порочность», - говорила святая Тереза Авильская. 

Доминиканец отец Виталий недавно напоминал, что его магистр новициата, о. Александр Коза ОР часто повторял братьям, призывая молиться: «Братья, не тратьте времени, [а молитесь! ]» 

В Фатиме Ангел  сказал играющим детям, Франсиско, Гиацинте и Люции: «Что вы делаете? Почему не молитесь?» 

C/ Уважение к харизматам и иерархии Церкви 

Как мы думаем и говорим о сестрах, священниках, епископе? 

Очень важно молиться за священников. А теперь несколько слов для них самих:

В СШA – вышел фильм о настоящих мужчинах, выпущенный комиссией по призваниям. Священник должен обращаться к молодым людям как своим словом, так и поведением, как Иисус говорил апостолам: «Следуй за Мной». 

Когда-то одна девочка-скаут сказала так: «Мне надо гореть любовью к скаутскому движению, чтобы зажечь эту любовь в сердцах других людей». Пылаю ли я любовью ко Христу, чтобы зажечь в других жажду вступить на путь священства и монашества? 

Священник: во-первых, имеет положительные качества.

Во-вторых: имеет и пороки, это ясно!

Но есть и нечто третье: Таинство Священства, которое он носит в своем глиняном сосуде.

Вопрос: умеешь ли ты как христианин защищать этот дар Иисуса несмотря на слабость священника? Борюсь ли я как священник о том, чтобы над Иисусом не насмехались из-за моих слабостей? Есть ли у меня для Него время, чтобы дать Ему шанс поработать надо мной? Чтобы Он уподобил меня Себе? Еще раз просим вас, братья и сестры, о молитве за нас, священников.
 
Одна старушка сказала: «О священнике плохо не говорят» – почему так? Потому что она любит в священнике то третье – дар, который принадлежит Иисусу, данный Иисусом, знак любви Иисуса к верующим. А одновременно священник имеет больше всего шансов стать святым, потому что он ближе всего к Божиему Присутствию. Но священник, если у него не хватит любви к Тайне, которую он носит в себе, может стать соблазном… 

Мама одного священника, Станислава, когда о каком-то священнике говорили плохо, спрашивала: «У этого священника было действительное рукоположение? «Если ответ был: «Да», то добавляла: «Ну, а ничто другое меня и не интересует!» 

6/ Надежда. 

Кто принадлежит к евангельской общине, должен жить надеждой.

Принцип звучит так: быть готовым к худшему, но надеяться на лучшее. На этот принцип указал Христос: спокойно принял худшее – крест и смерть; имея надежду на лучшее – что и показало Пасхальное утро.

О надежде:

Иоанн Павел II: для христиан не существует безнадежных ситуаций

o. Яцек Салий OP: любить я могу всегда

святой Павел: Бог тем, кто Его любит, во всем содействует к их благу

Христианин не мог быть застигнут несчастьем врасплох, он знает, что все, что его встретит, Бог предвидел, и что даже самая трудная ситуация может стать творческой. Потому что сама ЛЮБОВЬ несет в себе ТВОРЧЕСТВО. 

И еще одна мысль: когда мы к контакте с Богом, победа принадлежит нам. 

Подытожим:

Ставит ли Дидахэ слишком высокие для нас требования?

Если у человека добрая воля, он способен их выполнить! Достаточно искорки доброй воли, чтобы совершенствовать свою совесть. Добрая воля принимает решение отказаться от жалоб и начать усердно трудиться.

Такие люди, подключенные к Божьему Сердцу, могут сотворить евангельскую общину. Вокруг таких принципов люди и собирались в древней Церкви в общину, и такова была атмосфера первой Церкви. 

Дай Бог такую благодать и нам!!!!!

Да наградит вас Бог за терпение.