Приходские реколлекции. Первая духовная беседа, 16 сентября 2010 г. PDF Печать Email
Автор: о. Здислав Шманьда ОР   
30.09.2010 03:00


Я бы хотел сказать вам несколько слов об истине нашей веры, об истине нашей надежды и об истине нашей любви. Почему я добавляю слово «истина»? Прежде всего, потому, что для Доминиканского Ордена истина очень важна. Если посмотреть на доминиканский герб, на нем написано «veritas», что по-латыни и значит «истина». Во-вторых, если мы хотим, чтобы наша вера, надежда и любовь развивались, они должны быть истинными, мы должны идти по правильному пути. 

С древности философы и мудрецы были уверены в том, что для того, чтобы жить совершенной жизнью, человек нуждается в добродетелях, и христиане приняли это, понимая, что есть добродетели, общие для всех людей, такие, как справедливость или мужество, и есть особые христианские добродетели. Это те три добродетели, о которых мы будем говорить. Наш путь ко Господу нуждается в этих трех добродетелях, чтобы мы могли следовать за Иисусом прямо. 

Сегодня мы поговорим о вере. Один из основных текстов, с которым связано то, что я хочу вам сказать, это отрывок из первой главы Евангелия от Иоанна с 35 стиха. Это один из моих любимых отрывков Евангелия от Иоанна. В начале этой главы мы видим Иоанна Крестителя, который еще крестит людей и призывает их к обращению, но уже говорит: «идет Тот, Кто стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Ученики Иоанна Крестителя, слыша это, постепенно приходят к Иисусу. 

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.  Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.  Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри». 

Думаю, что путь нашей веры таков, что кто-то говорит нам: «Пойди и посмотри». Что это обозначает? Это не обозначает «пройди мимо, просто взглянув». Действительно приди, посмотри, что происходит, кто тот, кто послан Богом. Нужно время, чтобы спокойно посмотреть. Это не происходит сразу. Некоторые люди – своеобразные коллекционеры разных впечатлений, сенсаций, и если им говорят, что происходит что-то интересное, они бегут, но на следующий день они уже в другом месте, потому что что-то происходит там. А надо спокойно прийти и посмотреть. 

Филипп обращается к Нафанаилу, который довольно скептически относится к тому, что ему говорят. «Может ли что быть доброго из Назарета?»… - «Приди и посмотри. Ты заранее не знаешь, хотя тебе и кажется, что знаешь». 

Будет полезно вернуться к тому, что было в Евангелии раньше. Среди тех, кто пошел за Иисусом, был Андрей, брат Симона. Он идет за Иисусом, слыша Иоанна Крестителя, который сказал: «Вот Агнец Божий». «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?» Они идут, хотя до конца не знают, чего ищут. Они только знают, что их наставник говорит им идти, и идут. Неоднократно так бывает в нашей жизни, что мы не до конца знаем, что найдем. Человек, которому мы доверяем, говорит: «Приди и посмотри». Иисус спрашивает: «Что вам надобно?». Они еще хорошо Его не знают, и им сложно ответить на такой вопрос, поэтому говорят: «Равви, где живешь?». Этот вопрос может показаться странным. Но, если подумать глубже, он не так и странен, потому что место, или, скорее, пространство, в котором Он живет, много говорит о Нем. Иисус говорит им: «Пойдите и увидите». Он не начинает рассказывать: «Знаете, Я Сын Божий, Я послан, чтобы спасти мир»… - Нет. Пойдите и увидите. Как ученики, которые приходят в школу, они не сразу все понимают, не сразу все принимают; им нужно время, чтобы посидеть рядом с учителем, посмотреть на то, что происходит, как он живет, а не только как он говорит. Церковь всегда говорит о том, что для нас важны не только слова Иисуса, не только они наставляют нас, но и все, что делает Христос, учит нас, как быть христианами. Есть фраза, которой часто пользовались средневековые богословы, говоря, что каждое дело Иисуса поучает нас: «Omnis Christi actio nostra est instructio». 

Ученики пошли по слову Иисуса. Евангелист говорит: «Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа». Можно было бы подумать, почему Иоанн так точно определяет, что было около десятого часа. Мы этого не знаем, но, видимо, для него было важно, что они именно в этот момент, а не в какой-то другой, пошли за Иисусом. Для нас, для развития нашей веры тоже важно помнить такие события: что это случилось, допустим, 5 июля 19… года. Это не было всем, это было началом и каким-то этапом нашего пути, но важно сохранять в сердце память о том моменте, когда мы пошли и увидели, где Он живет, что Он делает. 

То, что происходит дальше, случилось на берегу Иордана, а на третий день уже был брак в Кане Галилейской. Скорее всего, Иисус не успел бы за это время сходить в Назарет. Иоанн говорит загадками, и речь идет скорее всего не о доме Иисуса в Назарете.  Назарет какое-то время был Его домом, но каждый, кто становится взрослым, уходит из дома, строит новый. Скорее всего, когда они пошли и увидели, где Он живет, речь шла о чем-то внутреннем. Может быть, они увидели, что у Него нет дома такого, как у всех, что Его дом – это дом Отца, может быть, достаточно было этого одного дня, чтобы они поняли, что то, что они видят, это еще не все, что Иисус пришел, чтобы показать другой дом. Не знаю, это лишь догадки. Но ясно, что, оставаясь с Ним, они узнали о Нем гораздо больше, и это был один из важных моментов развития их веры. Так что дело не в том, чтобы бежать туда, где, как нам говорят, происходит что-то удивительное, что явилось великое знамение. Главное - прийти к тому, что истинно, к источнику нашей веры, остаться с ним, смотреть, слушать, просто быть. 

Если подумать о нашей вере более систематически, появляется несколько аспектов. Во-первых, тот этап, что у учеников был позади – они были верующими людьми. Я верю, что Бог существует, что то, что я вижу – это еще не все, не вся реальность. Есть что-то большее, и в этом мире мы видим знаки невидимой реальности. Иногда мы это видим глазами нашей души, это не что-то, что бросается нам в глаза. Иногда мы видим сияние иного мира на лице другого человека. Помню, как один из наших братьев, который работал на телевидении, готовил религиозные передачи, во время понтификата Иоанна Павла II был в Африке и столкнулся с проблемой – как передать по телевидению духовные события, которые происходят? Есть Папа, он служит мессу, проповедует, но как передать то, что происходит? Оператор стал  стараться поймать в толпе лица тех, кто каким-то образом отображал эти духовные события, чтобы передать что-то кроме видимого. В мире есть знаки невидимого, но быть уверенным, что Бог существует, это еще не все, потому что это ничего не меняет в нашей жизни. Некоторые говорят: «Что-то там должно быть». Но это еще не все. 

Есть следующий шаг: довериться Богу, сказать Ему: «Да, Господи, я хочу быть с Тобой, я хочу слушать Твое Слово». Когда недавно я говорил с неверующей, но ищущей студенткой, она задавала много вопросов: «А почему это так? А как это на самом деле? А какие есть доказательства?» Наша вера превосходит разум, но она разумна – в том смысле, что она не против нашего разума. Разумно, благоразумно поверить Тому, Кто приходит и говорит эти слова. Я поверил кому-то, Кто пришел много лет назад, и благодаря Церкви Его слова пришли ко мне. Я слышу Его в словах, которые нам передали. Я поверил Ему, поверил, что Он говорит правду, что Он не обманывает. Я поверил, потому что Он не только говорит, но потому, что Он отдал Свою жизнь. Это следующий шаг: личная связь с Иисусом. Он приходит от Бога и говорит мне. От меня зависит, поверю я или скажу: «Послушаю Тебя в другой раз». Такие моменты есть и в Евангелии. Люди или говорят, что это слишком сложно или что это неправильно. Но есть такие, кто поступает, как апостолы, когда остальные бросают Иисуса, и Он спрашивает: «Хотите ли и вы отойти?» - Они отвечают: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной». Или как в другом месте, когда ученики просят Иисуса: «Умножь в нас веру». 

Есть еще третий момент. Вера – это путь. Мы не начинаем с нуля и не имеем еще всего. В этом отрывке Евангелия от Иоанна мы видим, как начинается путь. Ученики уже что-то увидели, потому что до этого было свидетельство Иоанна. Потом они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Много чего еще произошло. Думаю, что в развитии нашей веры надо помнить о том, что мы не начинаем с нуля, что уже до нас было много людей, которые шли по этому пути, и благодаря которым мы, во-первых, вообще знаем об Иисусе, во-вторых, по их жизни можно увидеть, какие плоды принесла вера. Мы не начинаем с нуля. Что-то уже произошло: и то, что нам передали, и то, что произошло лично в нашей жизни. 

Но и это еще не все. Мы прекрасно знаем, что наша вера мала, что ей нужно дозревать, чтобы она стала совершенной. То, что мы знаем сегодня, тоже далеко не все, даже если мы пять раз прочитали все Священное Писание и Катехизис и много лет учили богословие. Путь веры. 

Древняя традиция Церкви говорит о трех элементах веры: во-первых, что я верю, что Бог существует, что видимое – это не все. Во-вторых, я доверяю Ему. И, в-третьих, это путь, по которому я иду. Важно осознавать нашу веру как путь, чтобы не думать: «Все, сегодня я уже христианин, я уже все понял. Аминь». Нет, мы приглашены к тому, чтобы пойти дальше, - не для того, чтобы сказать, что вчера было что-то не так. Это было настоящее, но это еще не все. Ребенок что-то понимает, что-то знает об этом мире, но когда повзрослеет, знает намного больше. То же самое с нашей верой. Мы познали немного, но можем идти дальше. Наша вера развивается. 

Надо сказать что-то еще. Истинная вера преображает, трансформирует нашу реальность. Очень часто бывает так, что нам не нравится то, что происходит в нашей жизни: или какие-то обстоятельства, или место, где мы живем, то, что происходит вокруг, иногда вообще не нравится этот мир. Вера – это врата в новую реальность. 

Мне очень нравится один пример. Представьте себе человека, который существует только в двух измерениях. Например, он знает только длину и ширину, но не высоту. Он существует, как на листке бумаги. Если нарисовать границы, он никуда не выйдет, он не может перепрыгнуть, у него только два измерения. Но если появляется третье измерение, он спокойно может эту границу преодолеть. То, что ее кто-то нарисовал, ему не мешает. Это все примеры, образы, но они помогают думать. Вера – это новое измерение нашей жизни, которое показывает нам то, чего мы до сих пор не видели. Иисус берет нас за руку и вводит в мир. Это не совершенно новый мир, а тот же самый, но мы видим в нем то, чего раньше были неспособны увидеть. Если Господь берет кого-то и вводит в этот мир: «Смотри, вот это ты видел. А видел ли ты этого человека и то добро, которое он нес?» Вера дает нам это новое измерение, которое помогает нам видеть мир, в котором мы живем, по-другому. По-другому – не значит, что все наоборот, но добавляет то, что мы раньше не видели. Стол остается столом, стулья стульями, но мы видим больше. 

Если наша вера истинна, она преображает реальность. Можно повторить то, что я только что сказал: мир не меняется как таковой, но меняюсь я, и благодаря этому я вижу то, чего раньше не замечал. Вера позволяет мне увидеть добро в этом мире, которое, может быть, раньше не замечал. Настоящая вера помогает мне преображать реальность вокруг меня. Когда я говорю «настоящая», это не значит, что то, что было раньше, это было ненастоящее, что это было плохо. Это процесс, вера развивается, и сегодня, может быть, я могу сделать маленький шаг вперед по сравнению с тем, что было вчера, - больше видеть, больше понимать. Но если я вижу больше, это призвание к тому, чтобы моя вера влияла на мою жизнь, чтобы она преображала мою жизнь. Есть известные слова Матери Терезы из Калькутты. К ней приходит журналист и спрашивает: «Что сделать, чтобы этот мир стал другим, чтобы в нем было больше добра?» - «Я обращусь, вы обратитесь, и тогда будет больше добра». Вера может развиваться, когда ее форма – это любовь, когда любовь формирует веру, потому что если вера останется только на уровне понимания чего-то, а не будет преображать нашей жизни, она будет мертвой. 

Что еще мешает нашей вере? Бывает так, что для некоторых людей вера становится идеологией, она направлена скорее против кого-то, вместо того, чтобы строить мою внутреннюю жизнь. Такая вера может развивать свое мнение, но не развиваться сама. Главное – позволить Иисусу вести нас в Его мир, чтобы позволить Ему  показать нам, где Он живет. Это не против кого-то. Наоборот. Все приглашены увидеть, где Он живет, что Он живет вместе с Отцом. Тогда мы уже не одни. Может быть, бывают ситуации, когда человек оказывается на необитаемом острове, и верит в Бога, и доверяет Ему. Но в нормальных обстоятельствах вера развивается в общине верующих, и эта община называется Церковью. Если мы внимательно читаем Новый Завет, видим, что это не только место или собрание тех, кто поодиночке стал верующим. Они пришли вместе, собрались вместе, и сейчас это Церковь. Это не только два, три, пять человек, которые собрались вместе. Их намного больше. В Новом Завете есть много разных образов Церкви, но сегодня я хотел бы напомнить об одном из них: когда апостол Павел говорит, что Церковь – это Тело Христа, и что существует таинственное присутствие Господа в общине верующих, в теле Церкви. Довольно интересно, что чаще как об истинном Теле и Крови Христа мы говорим о Евхаристии. Сегодня о Церкви мы скорее скажем, что это мистическое Тело Христа. Но особенно в первые века христиане говорили, что настоящее, истинное Тело Христа – это Церковь. Это не мешает тому, чтобы о Евхаристии сказать, что это Его Тело – Иисус сказал об этом сам. Но Церковь тоже истинное Тело Христа. Я говорю об этом, потому что вера не может развиваться, когда она против кого-то, а не для того, чтобы встретиться с Господом. 

Община нуждается в том, чтобы укреплять связи между ее членами. Сам Господь присутствует в жизни христиан и в жизни общины, Он укрепляет эти связи. Но мы – не бездушные инструменты, и Господь действует так, что через христиан Он хочет эти связи укреплять. С одной стороны наша вера нуждается в том, чтобы верить вместе с другими, чтобы взаимно укреплять нашу веру, чтобы строить этот храм – общину, которая возникает раньше, чем стены. Община – это Тело Христа, и она нуждается в том, чтобы укреплять внутренние связи веры, надежды, любви – связи между людьми. Связи выражаются и в том, чтобы быть открытым, чтобы сокровища веры, которые мы получили, не оставались только для нас. Когда Господь в Евангелии говорит о человеке, который собрал очень обильные плоды, в Евангелии это говорится не в контексте веры, но, думаю, мы можем использовать это и сегодня: человек собрал обильные плоды и сказал себе: «Теперь отдыхай. Теперь все у тебя есть, ни в чем не будешь нуждаться». Плохо было бы, если бы христиане сказали: «Как нам хорошо! Мы поверили, так нам хорошо друг с другом в общине!» Но Бог для того дает Свои дары, чтобы мы их делили с теми, кто ищет истину, с теми, кто иногда не знает, где искать, но искренне хочет узнать истину. 

Предлагаю вам сегодня найти дома пять минут, чтобы еще раз прочитать этот отрывок из Евангелия от Иоанна, из первой главы с 35 стиха до конца. Подумайте, где вы, кто вы в этом Евангелии. Может быть, Андрей, который первый пришел к Иисусу, может быть – Нафанаил, который очень сомневается, что может быть что-то хорошее из Назарета, может быть, те, кто не знает даже о чем Иисуса спросить, но хочет быть рядом с Ним – они пошли и увидели, где Он живет. А может быть вы – кто-то совсем другой, о ком не написано в этом отрывке. Попробуйте посмотреть через эти слова на путь своей веры: где вы сейчас на этом пути, как Господь вел вас до сих пор и куда вас приглашает. 

 

Добавить комментарий

Поиск