Купить этот сайт
Приходские реколлекции. Проповедь 17 сентября 2010 г. PDF Печать Email

 Ярославль 

Иногда проповедник старается найти связь между первым чтением и Евангелием, бывает, что эта связь очевидна, иногда – не очень. Если кто-то несколько лет изучал богословие, то всегда может найти какую-то связь, но я не хочу делать этого искусственно, поэтому скажу два слова по поводу первого чтения и Евангелия по отдельности. 

Сегодняшнее Евангелие – это продолжение того, что мы слышали вчера. Сегодня мы слышим имена женщин, которые ходили за Иисусом. Имя каждой из этих женщин – это отдельная история: Мария Магдалина, из которой вышли семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сузанна и многие другие.. Видно, в какой разной среде, в каких разных слоях общества находятся люди, готовые пойти за Иисусом. 

Может быть, стоит еще раз сказать, что Иисус идет намного дальше, чем современные Ему учители, и общается с женщинами напрямую. В Израиле были, конечно, разные женщины, которые помогали учителям, равви. Неоднократно бывало, что богатые женщины помогали своим имением. Но здесь что-то намного больше, потому что Иисус возвращается к первоначальной идее Творца, который сотворил человека – мужчину и женщину – как равных в достоинстве. Люди не сразу были готовы принять это. К сожалению, и в Церкви в течение многих веков женщины не считались равными в достоинстве с мужчинами, но Иисус прямо указывает на это. Призвание мужчины и женщины различно, и каждый человек имеет свое призвание, но, как и двенадцать апостолов, так и множество женщин стали Его учениками.

Еще более яркий пример находится в Евангелии от Иоанна, когда Иисус разговаривает с женщиной из Самарии. Это было вообще немыслимо для учителя в Израиле: во-первых, остаться с женщиной наедине. Во-вторых, говорить с ней. Иисус приходит дать спасение всем. Неслучайно авторы Евангелия перечисляют имена тех, кто был рядом с Иисусом, ведь каждый из них призван Иисусом лично. 

Два-три раза в год на литургии читается родословие Иисуса. Можно сказать, что это очень скучный текст Евангелия, потому что там сплошные имена, и мы склонны думать: «Кому это нужно?» Но это нужно потому, что Бог действует через человеческую историю. Есть пословица, которая говорит, что Бог составляет прямые строки из кривых букв истории. Если мы прочитаем это родословие, то увидим, что там не самые святые люди, среди них были большие грешники. Но Бог спасает независимо от всех человеческих историй, Он Сам входит в историю человека. 

Можно вернуться к первому чтению, где Павел почти парадоксально говорит, что если Христос не воскрес, то все тщетно, то все неважно. Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех. Апостол Павел пишет эти слова Коринфянам – грекам или евреям, живущим в греческой среде. Им особенно сложно было принять истину о воскресении Христа и, следовательно, о нашем, человеческом воскресении. В Деяниях Апостолов есть прекрасная сцена, когда Павел проповедует в Афинах, и его слушают достаточно заинтересованно, но когда он начинает говорить о воскресении, они отходят со словами: «Послушаем тебя в другой раз». Но если отбросить истину о воскресении, христианство окажется, конечно, прекрасным учением, но все надежды, которые пробуждаются от слов Христа, оказываются тщетными. Павел говорит Коринфянам и нам всем: «Христос воскрес. Через это воскресение вы можете смотреть на свою жизнь, на все, что происходит. Христос затем пришел, чтобы отдать Свою жизнь и воскреснуть». В этом и есть сердце христианства: в этом даре жизни Христа, благодаря которому мы обретаем свою жизнь. Это происходит также и ежедневно в Евхаристии. В ней мы каждый день почитаем смерть и воскресение Христа, чтобы нам все более и более дозревать до нашего воскресения, потому что чем больше мы соединимся с Ним в своей земной жизни, тем проще сможем перейти в жизнь вечную. Аминь. 

 

Добавить комментарий

Поиск