Приходские реколлекции. Третья духовная беседа, 18 сентября 2010 г. PDF Печать Email
Автор: о. Здислав Шманьда ОР   
30.09.2010 03:00

Ярославль

Сегодня мы поговорим о любви. Один иезуит написал стихотворение, в котором сначала описывает то, что о любви говорят люди, а завершает стихотворение словами: «О любви говорить нельзя». Слов о любви мы слышим очень много, и иногда кажется, что чем больше мы о ней слышим, тем меньше самой любви. Может быть, не стоит говорить? Но говорить все-таки надо, потому что если мы не будем говорить о любви, то потеряем самое главное, что Господь принес в этот мир.

Проблемы, связанные со словами о любви, проявляются на очень разных уровнях. Глагол «любить» мы можем отнести к чему угодно. Человек может сказать: «Я люблю жену, ребенка, а еще люблю шоколад». Это не одно и то же. В некоторых языках существуют разные слова, но чаще всего существует один глагол «любить», который говорит и об отношениях между людьми и об отношении к шоколаду.

Наш опыт жизни в этом мире очень часто сложен, потому что включает в себя опыт страдания или опыт зла, которое присутствует в этом мире. Тем не менее, в людях все еще есть убежденность в том, что в основе этого мира лежит любовь. Это конечно намного больше в Средние Века. Данте пишет, что любовь движет солнце и другие звезды.

Убеждение, что любовь присутствует в основе нашей реальности, остается, конечно, на разных уровнях. Есть фильм «Love actually», который переведен на русский язык как «Реальная любовь». Там есть мальчик, у которого умерла мама, и папе кажется, что сын очень переживает, он задает ему много вопросов, а ребенок спрашивает: «Ты серьезно хочешь знать, даже если не можешь ничего сделать?» - «Хочу». – «Я влюбился». Папа вздохнул с облегчением: «А я думал, что что-то намного сложнее». – «Ты думаешь, что может быть что-то более сложное?» У нас есть такой опыт: с одной стороны любовь – это самое прекрасное в нашей жизни, но одновременно и самое сложное.

Этот язык решил использовать Господь, чтобы говорить с нами. Один из пророков, который больше других говорит о любви, это Осия. В его книге есть такие слова: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им». (Ос 11:4) Это язык, на котором Господь говорит, и Израиль осознал это очень быстро. Основная молитва Израиля – это «Шма Исраэль» - «Слушай, Израиль, Господь есть един. Люби Господа Бога твоего». Повторяя эти слова, избранный народ осознает, кто он на самом деле. Принципом идентичности народа может разное, - то, что они победили всех противников, может быть то, что они самые умные. Ища свою идентичность, люди выбирают положительные качества. Израиль говорит, что он - тот, кто слушает Бога, и кто призван к тому, чтобы Бога любить, и потом любить и ближнего. Кажется, это единственный, по крайней мере из древних, народ, чья литература настолько критична к самому себе. Особенно в книгах пророков – сколько там слов против народа, что он делает не так, как должно. Это возможно только когда этот народ осознает, что в основании его идентичности любовь Того, Кто сделал этот народ, который раньше не был народом.

Соблазном для многих может оказаться книга Песнь Песней, которая прямо использует эротический язык, чтобы рассказать об отношениях Бога со Своим народом. Так что если это и не присутствует во всем мире, то по крайней мере в еврейской и христианской традиции есть убеждение в том, что любовь находится в основании реальности, и, во-вторых, язык, на котором Бог говорит с человеком, это язык любви. Благодаря этому можно построить мост между человеческой и Божией реальностью, которая, конечно, остается  тайной, но жизнь Бога становится ближе.

Очень важный текст, который говорит об этом, это 15 глава Евангелия от Иоанна. Это один из образов Церкви: ветви живут только благодаря их связи с виноградной лозой. Потом Иисус говорит так:

«Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас. Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.  Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.  Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Здесь есть все. С одной стороны, Иисус рассказывает о своей связи с Отцом; насколько это можно выразить на человеческом языке, Он говорит об отношениях Отца и Сына. И одновременно указывает, что мы приглашены войти внутрь этой связи: «Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас, и вы пребудьте в любви Моей». Потом еще эти удивительные слова: «Не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его». Когда перед нашими глазами открывается, насколько возможно, эта тайна, мы уже не рабы, потому что познали, что делает Господин.

Таким образом, мы видим, что есть кардинальная связь между любовью к Богу и ближнему. Невозможно помыслить об этом отдельно. В Первом Послании Апостол Иоанн говорит: «Как можешь говорить, что любишь Бога, которого не видишь, если не любишь ближнего, который рядом?» Невозможно разделить любовь к Богу и любовь к ближнему. Конечно, это красиво звучит, но если мы посмотрим на нашу жизнь, то видно, что мы нередко способны это отделить… У нас есть хорошие отношения с Богом, а с ближними иногда не очень.

Иногда бывало в христианской традиции, что учители или отцы говорили о том, что прежде всего надо любить Бога – всем сердцем, всей душой, а другого человека любить ради Бога. Думаю, довольно важно, чтобы мы не воспринимали человека лишь как инструмент в нашем пути к Богу: что якобы наша любовь, наша связь с Богом основная, а другого человека я люблю благодаря тому, что происходит между мной и Богом. Человек – не инструмент. Если Бог его тоже любит, то вся эта связь – между мной и Богом и между нами – основная для нашей христианской жизни.

Если мы и говорим, что человек в этой истории стоит на втором месте, то не потому, что мы человека используем как инструмент для того, чтобы любить Бога, но потому, что помним, что есть только единственный источник любви. Если в нас не будет любви к Богу, то мы не сможем по-настоящему любить другого человека.

Конечно, появляется еще и третий элемент. Две недели назад мы читали Евангелие от Луки, когда Господь говорит о том, что если кто приходит к Нему и не возненавидит отца своего и матерь, и притом и самой жизни своей, тот не может быть Его учеником. Сейчас становится сложнее, потому что мы говорили о любви, а здесь появляется ненависть, которая кажется чем-то противоположным любви. Это не обязательно всегда так, потому что скорее противоположность любви – это равнодушие, а не ненависть. Но все равно проблема есть. Многие современные проповедники кроме этих двух элементов – любви к Богу и ближнему – говорят, что надо любить себя самого. А тут мы слышим о ненависти к собственной жизни, и вопрос остается открытым.

Первый шаг, который мы можем сделать, таков: если мы отрезаем нашу реальность от источника, то будет как с рекой: если поставить преграду, то некоторое время вода будет течь, а потом остановится. Лука – это евангелист, который больше всех указывает на Бога как на милосердного, близкого человеку. Только у Луки есть притча о потерянной овце, о сыне и милосердном отце. Лука кажется чувствительным и деликатным, а здесь говорит о ненависти. Надо учитывать, что это другая культура и другой язык. В еврейской культуре довольно часто учители пользовались гиперболой, чтобы показать суть. Некоторые экзегеты говорят: ненавидеть – значит любить меньше, не ставить на первое место. Если это понимать так, то драматическое измерение остается, и думаю, что важно, чтобы мы приняли эти слова не как призвание к тому, чтобы отбросить наших родных – нет. Наоборот, если мы по-настоящему сможем принять эти слова, только тогда мы будем способны любить наших ближних и наших родных.

Все эти отрывки ассоциируются в моей памяти с конкретными историями. Помню, как один из братьев говорил о сложных отношениях в семье. Его мама сказала: «После моей смерти ты не сможешь жить, ты умрешь вместе со мной,  так сильно мы связаны». Может быть так, что кровные узы мешают нам найти источник любви. А если мы найдем источник, вода из него поможет исцелить эти отношения. Но надо услышать эти слова: если не найдешь источник, тогда все остальное останется ненастоящим.

Например, отношения между близкими людьми легко могут стать инструментом манипуляции, если нет связи с источником любви. Если она есть, источник оживляет все, что есть в наших семьях, в нашей дружбе, во всех хороших отношениях с другими людьми. В этих евангельском отрывке нет ни одного слова против отца, матери, жены, братьев, сестер, кого угодно. Здесь есть только призыв к тому, чтобы найти истинный источник: если мы его найдем, все будет прекрасно.

Если Господь сам через апостолов указывает на тесную связь между отношениями с Ним и с другими, если отношения Бога и Его народа авторы библейских книг описывают как отношения жениха и невесты, это значит, что этот язык может нам помочь. Наш человеческий опыт тоже может нам помочь приблизиться к Богу. В хронологическом и логическом порядке, конечно, любовь к Богу на первом месте, потому что это источник. Но в порядке нашего опыта довольно часто сначала идет человеческая любовь, и благодаря этому опыту мы лучше можем понимать наши отношения с Богом. Вообще сегодня становится страшно, когда люди говорят, что любви нет, особенно если это говорят молодые: что, во-первых, это биология, фермоны, химические процессы. Тогда даже если в отношениях с другим человеком начинается что-то хорошее, то он говорит: «Ну да, сейчас у нас все прекрасно, но это биология, все пройдет». Потому что таков опыт большинства людей – однажды это кончится. Важно увидеть, смотря на наш опыт в свете Евангелия,  что пусть наша любовь несовершенна, но это не значит, что она не настоящая, что она не реальна.

Стоит читать Евангелие через призму конкретных персонажей, так можно больше увидеть, как развиваются отношения. Конечно, больше всего можно узнать из истории апостолов, о которых много говорится в Евангелии и в Деяниях. Но можно посмотреть и на других: как развиваются их отношения с Иисусом.

Сейчас я хочу посмотреть на апостола Петра. В Евангелии от Иоанна перед смертью Иисуса Петр трижды отрекся от Иисуса, и потом в конце Евангелия Иисус приходит к Петру и восстанавливает его любовь. Любовь Петра перед смертью Иисуса существовала, она была слабая, человеческая, можно догадываться, что в ней было много разных элементов, которые не относятся к сути любви, но она была. Тем не менее, Петр отрекся, он был слабым человеком. Можно догадываться, почему он отрекся, некоторые говорят, что он хотел на том этапе избежать сложностей, чтобы потом помочь Иисусу, но это сейчас неважно. Его любовь была настоящей, пусть и несовершенной. Иисус после воскресения приходит к Петру и восстанавливает его любовь, восстанавливает достоинство Петра. Так, как Петр трижды отрекся, так сейчас трижды говорит: «Да, Ты знаешь, Господи, я люблю Тебя». Это очень хороший пример, который ведет нас к пониманию любви. Это особый пример, потому что это отношения апостола с Сыном Человеческим, но, думаю, можно это применить и к нашему чисто человеческому опыту.

Мы прекрасно знаем, что наша любовь несовершенна – и к Богу, и к людям, но она есть. Конечно, может быть так, что мы позволим, чтобы она умерла, но может быть и так, что мы позволим Господу восстановить ее, что она будет созревать. Это, конечно, работа с нашей стороны, с Его стороны – это благодать. Какая это работа, знают, прежде всего, люди, которые много лет прожили вместе. Конечно, это прекрасно, когда человек влюбился, но если хотим, чтобы это продолжалось, это требует работы, чтобы мой эгоизм в конкретных повседневных ситуациях не побеждал. Надо работать, чтобы понимать другого человека, чтобы выйти из своего панциря, под которым мы зачастую прячемся от других людей. Помню, что во время формации в Ордене, когда еще только строятся отношения между братьями, сначала каждый сидит, как черепаха в своем панцире. Иногда казалось, что это целое поле черепах, и каждая сидит в своем домике. Иногда кто-то находил смелость, чтобы посмотреть, но видел, что вокруг все спрятаны, и прятался обратно. Построить хорошие отношения - это работа. Это не игра. Я нередко встречаю такие ситуации, когда люди уверены, что в отношениях может быть элемент игры, манипуляции: «Да, мы хотим строить нашу любовь, но надо немножко поманипулировать, чтобы все это получилось».

Думаю, что аналогия этой ситуации есть в Библии – когда избранный народ изменяет Богу. Он не изменяет явно, он будет приходить в иерусалимский храм, а одновременно будет почитать других богов, потому что так, по его мнению, более безопасно. «Если от этого бога не получим, пойдем к другому». Как каждая аналогия, это не объясняет ситуации полностью, но если мы пытаемся играть в наших отношениях с Богом или другими людьми, получается идолопоклонство. «На всякий случай»: «В принципе, я хочу строить отношения с этим человеком, но если не получится, пойду к другому». Эта ситуация разрушает все.

Другой человек никогда в жизни не может дать мне всего, что мне нужно. Это важно в супружеской жизни, когда муж или жена начинает понимать, что даже если бы он был способен дать все, что у него есть, он не сможет ответить на все нужды другого человека. Только Бог способен это сделать. Если я хочу изолировать свою связь с другим человеком и обрубить связь с источником, тогда получается, что наши отношения с людьми – как отношения к предметам, которые у нас есть, тогда я хочу «иметь» другого человека: «Это мой муж, мой ребенок, даже мой друг». Конечно, мы говорим «это мой муж», это нормально, но не в том смысле, что он – наша собственность.

Кто-то мог бы сказать, что то, что я говорю, звучит хорошо, но что непонятно, как с этим работать, что мы можем сделать, чтобы  прекрасный первоначальный опыт не исчез, и мы могли строить на нем дальше, чтобы отношения развивались. Самый прекрасный пример – это слова апостола Павла из 13 глава Первого Послания к Коринфянам. Там все очень конкретно, эти слова можно использовать как учебник или путеводитель. Павел перечисляет:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Этот текст подсказывает путь. Известные слова святого Августина «Люби и делай, что хочешь», конечно, если правильно их понимать, помогают, но если мы не сможем перевести их на такие конкретные вещи, о которых говорит святой Павел, то они могут оправдать любое действие.

Я очень благодарен Господу Богу и святому Павлу, что эта 13 глава у нас есть, что она не потерялась, и что мы всегда можем посмотреть через призму этих слов на нашу жизнь, на наши отношения.  

Один из наших братьев написал о дружбе, что если два человека становятся все ближе и ближе друг другу, то наступает момент, когда они наклоняются так, что или будут поддерживать друг друга или вместе упадут. Конечно, Бог – это тот, кто поддерживает нас, и каждого по отдельности, и наши отношения с людьми. Если мы способны услышать эти слова, принять присутствие Бога в нашей жизни и искать источник, тогда действительно, услышим слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (жизнь свою) за друзей своих. Вы друзья Мои».

Он уже положил Свою жизнь. Сейчас наша очередь. И по отношению к ближним, и по отношению к Богу любовь возможна, пусть часто она и бывает сложной. Если таким образом, глядя на Господа и на то, что Он делает, мы будем строить свою жизнь, мы обретем истинную жизнь и найдем цель нашего паломничества. Аминь. 

 

Добавить комментарий

Поиск