Купить этот сайт
Глава VIII. О чудесах, совершенных братьями после смерти. PDF Печать Email
21.07.2011 09:20

Во славу Божию мы ныне продолжим повествование изложением событий, рассказываемых о брате Пелагии Испанском, который после смиренного, но плодотворного служения Богу в Ордене почил во Господе, окруженный молящимися братьями, в монастыре в Коимбре([i]), что в Португалии.

Вскоре после его смерти скончался еще один брат, и для него выкопали могилу рядом с местом упокоения брата Пелагия. Могильщик и братья, стоявшие рядом, ясно почувствовали невыразимо прекрасный аромат, исходивший из его могилы. Могильщик, придя домой, посвятил заступничеству святого свою прикованную к постели дочь – и она тут же совершенно исцелилась, встала и пошла с кувшином за водой к ближайшему ручью.

Вскоре после этого чуда братьям понадобилась форма для отливки колоколов; но из-за нерадения кузнеца они уже в процессе работы поняли, что меди не хватает. Один из братьев при виде такой нужды сотворил короткую молитву, поспешил к могиле брата Пелагия и взял с нее пригоршню земли, которую и бросил в горн. Земля мгновенно обратилась в медь; и хотя до того им не хватало трети надобного металла, теперь братья получили меди не только достаточно, но и с избытком в сто двадцать шесть фунтов.

Женщина, страдавшая от сильных болей в боку и в желудке, исцелилась, просто приложив к больным местам власяницу брата Пелагия. То же чудо, как рассказывают, повторилось и с ее мужем.

Дворянин из Коимбры, измученный лихорадкой, исцелился, повязав на шею полотно с зашитой в него землей с могилы брата Пелагия. Подобным же образом один из наших тамошних братьев совершенно выздоровел, простершись на его могиле.

Закоренелый грешник, чью душу отягчало множество злодеяний, из-за сердечной черствости никогда не открывал их на исповеди, хотя и собирался рано или поздно это сделать. Явившись на место погребения брата Пелагия, он искренне помолился там о благодати раскаяния, чтобы совершить хорошую исповедь. Вскоре после того он пришел исповедаться, плача от горького покаяния, так что, по словам исповедника, едва мог говорить о грехах – речь его то и дело прерывали рыдания и стоны.

Человек, чьим исповедником был при жизни брат Пелагий, ослеп; прослышав о чудесах, творимых братом после смерти, он чистосердечно препоручил себя его заступничеству и вновь прозрел.

Пятеро одержимых, исцелившихся его предстательством, посетили его могилу каждый в свое время, чтобы поблагодарить заступника.

И, наконец, две мавританские женщины из Коимбры, тяжело болевшие лихорадкой, вновь обрели здоровье, приложив к телу несколько крупиц земли с его могилы.

Описано множество чудес, совершенных братом Петром Гонсалесом из Испании[1]([ii]), с почестями погребенным в кафедральном соборе в Туе. Достопочтенный епископ Туя послал их реестр под своей печатью на генеральный капитул в Тулузу; список содержал описание ста восьмидесяти чудес, подтвержденных присягой достойных всяческого доверия свидетелей и всячески проверенных на достоверность церковными властями. Среди прочего в списке насчитывается пять очищений прокаженных, десять избавлений одержимых, исцеления множества слепых, глухих и немых, а также страдавших от лихорадки, болезней горла, усыхания различных членов; все эти исцеления произошли по молитвам брату Петру.

Отдельно следует рассказать о человеке, которого ударила в лицо ветка дикого шиповника и пронзила ему глаз двумя шипами, которые так глубоко вошли в глазное яблоко, что он потерял зрение и не мог их извлечь. Препоручив себя заступничеству брата Петра, этот человек обнаружил, что вновь может видеть, а шипы извлечены и лежат у него на ладони.

Женщина, которая потеряла молоко и не могла более кормить своего ребенка всего нескольких недель от роду, будучи слишком бедна, чтобы нанять кормилицу, смиренно изложила свою нужду в молитве брату Петру – и была услышана.

Команда моряков, попавших в шторм, уже не надеялась увидеть берег; в отчаянии они посвятили себя заступничеству брата Петра, и тот зримо предстал перед ними со словами: «Я здесь!» Успокоив их, он в сохранности довел судно до гавани.

Женщина, переправлявшаяся через реку с ребенком на руках на маленьком суденышке, от страха качнула лодку, упала в воду и начала тонуть. Пять раз она поднималась на поверхность и снова скрывалась под водой; но когда она и ее муж, бывший на берегу, призвали на помощь брата Петра, она вместе с ребенком выплыла на берег и спаслась от неминуемой смерти.

Один свидетель заверяет, что после того, как он полгода пролежал дома в лихорадке и едва мог передвигаться даже с помощью костыля, ему явился брат Петр и сказал: «Посети мою могилу, и исцелишься». Больной отправился к его гробнице и там немедленно выздоровел.

Брат Доминик Севильский, служивший провинциалом Ломбардии, а затем Испании, был мужем редкостно разумным и благочестивым, весьма ревностным в радении о благе Ордена и человеческих душ. Когда он скончался и его несли к месту погребения в торжественной процессии, где был епископ Севильский, весь городской клир и множество народу, сухорукий человек подошел прикоснуться к его погребальным носилкам – и тут же исцелился у всех на глазах. Слухи об этом дошли до парализованной женщины, которая попросила взять ее рубашку и возложить на могилу брата Доминика. После чего, от всего сердца посвятив себя его покровительству и уповая на его заслуги, она вновь надела рубашку – и встала с ложа совершенно здоровой, благословляя Господа. Также и многие другие исцелялись от различных болезней посредством нескольких крупиц земли с его могилы.

Брат Колумбан, в свое время бывший приором в Монпелье, сочетавший голубиную простоту с мудростью змия,[2] скончался и был погребен в монастыре Пресвятой Девы во Фрежюсе. Два паралитика и множество прочих больных исцелилось при посещении его могилы, которая сделалась объектом поклонения как среди клириков, так и у мирян.

Брату Маврикию Тулузскому выпало умереть в монастыре миноритов в Альби, где он и был похоронен со всяческим почтением. За краткий срок более пятидесяти человек, больных различными болезнями, исцелилось на месте его погребения, как под присягой засвидетельствовал нашим братьям брат Понтий, настоятель обители.

Брат Вильгельм из Сиссака, провинциал Прованса([iii]), муж святой и мягкосердечный, скончался в Бордо. Несколько благочестивых женщин, скорбевших о его кончине, видели сияющие огни, дождем сыпавшиеся с небес на его могилу; магистр Петр, ректор бордоской школы, всегда бывший о нем самого высокого мнения, узнав о смерти брата, явился посетить его могилу; приложив к челюсти всего несколько крупиц земли с его могилы, он избавился от мучительной зубной боли, что позже засвидетельствовал перед всеми своими студентами.

Брат Доминик из Ортэ был послан проповедовать в База, что в Гаскони. Там после долгой и плодотворной миссии он почил во Христе в монастырском госпитале для бездомных бедняков: будучи нищим Христовым, он умер среди нищих. С того дня на его могиле произошло множество чудес. В частности, сестра из присматривавших за госпиталем по невнимательности отдала его обмотки какому-то нищему у дороги. Тогда брат явился ей ночью во сне и спросил об этом своем предмете одежды; то же видение было и нищему, после чего тот немедленно явился вернуть обмотки как вещь, принадлежащую госпиталю. Тогда госпитальные братья порезали их на куски и раздали больным, многие из которых исцелились благодаря заслугам брата Доминика. Один больной, едва выздоровев после тяжелой хвори, заболел опять и вновь явился к настоятелю госпиталя, прося Бога ради принять его обратно. «Лучше бы тебе пойти на могилу брата Доминика, - отвечал настоятель, - и если тебе достанет веры, немедля исцелишься». Несчастный больной отправился на могилу – и впрямь тотчас обрел здоровье. Подобным же образом исцелился госпитальный священник, страдавший от опухоли на щеке: он преклонил колени и поцеловал могилу брата Доминика, после чего болезнь прошла.

Брат Бернард из Канкона([iv]), что близ Ажена, который благодаря святой жизни, пылкой проповеди и множеству чудес заслужил прозвище «молота еретиков и защитника верных», почил в благодати в Ажене после того, как обратил бесчисленные души к истинной вере. В ночь своей кончины он явился, облеченный небесной славой, некоему брату, ревностно молившемуся в церкви в Тулузе, и сказал: «Брат, идем со мною в храм Пресвятой Девы». Последовав за ним к дверям, тот услышал, как усопший читает следующие стихи псалмопевца: «Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши вовеки!» (Пс 21:27). Едва же они переступили порог храма Богородицы, как товарищ его увидел, что брат Бернард в ослепительно белом священническом облачении шаг за шагом поднимается ввысь; это зрелище даровало ему великий душевный покой. Через три дня он узнал, что брат Бернард и впрямь в тот самый  час был призван из этого мира. О чудесах, произошедших на его могиле, имеются многочисленные свидетельства.

Когда Вальтер Германский([v]) умер в монастыре в Базеле, один наш брат, лектор из Страсбурга, во сне услышал ангельский хор, слаженно поющий следующий респонсорий: «Да вознесется к Тебе, как фимиам, молитва моя…» Догадавшись, что таким образом ангелы сопровождают некую душу с земли на небо, он спросил об имени счастливого усопшего – и услышал в ответ, что это брат Вальтер. Когда он поутру рассказывал о своем сне товарищам, в монастырь пришли вести, что брат Вальтер скончался.

Дама из Страсбурга, ужасно страдавшая в родах, молила Бога помочь ей ради заслуг брата Вальтера, который недавно умер; после чего она задремала и разрешилась от бремени, сама того не заметив, как она позже рассказала нашим братьям.

Когда случилась необходимость перенести в другую могилу останки брата Фолканда,([vi]) преемника Вальтера на посту приора Базеля, обнаружилось, что его большой палец остался нетленным, а на грудной кости чудесным образом появился будто бы вырезанный знак креста, да такой совершенный и отчетливый, что, без сомнения, это не могло быть ни случайностью, ни делом рук человеческих. Сказанный брат Фолканд при жизни имел обыкновение чрезвычайно часто осенять грудь крестным знамением. [3]

Молодой брат по имени Конрад Германский, с ранней юности посвятивший себя Богу обетом девства, вскоре после рукоположения сказал своему дяде, брату Альберту, что сама Пресвятая Дева явилась предупредить его о скором конце. И в самом деле он вскоре скончался и был похоронен на кладбище сестер, ибо наши братья в то время были безжалостно изгнаны из монастыря некими злодеями. Одна из монахинь, более пяти лет страдавшая от неизлечимой болезни, преклонила колени на месте его погребения и просила Господа милостиво избавить ее от хвори благодаря заслугам брата Конрада; исцеление ее ни на миг не замедлило совершиться.

Приор монастыря в Констанце, брат Конрад, о котором мы уже говорили, муж кроткий, благочестивый и всеми любимый, скончался и был погребен в церкви братьев во Фрейбурге. Когда возникла необходимость перенести его останки в другую гробницу, могила была вскрыта, и все, стоявшие поодаль, почувствовали исходивший из нее нездешний прекрасный аромат. Он преисполнил все сердца благочестия и надолго пристал к рукам тех, кто поднимал из могилы драгоценные мощи. Один брат, чья рука была парализована на протяжении полугода, исцелился простым прикосновением к останкам. До сих пор в монастыре братьев хранится много пожертвований, принесенных людьми в благодарность брату Конраду за его чудеса.

Брат Бернард из Трасверсы, что в Гаскони, принадлежавший к тулузскому монастырю ревностный миссионер, исполненный истинного послушания, умер в Ургеле, что в Каталонии, и был похоронен в клуатре храма; множество чудес, совершившихся на его могиле, свидетельствуют о редкостной святости его жизни. Девочка, одержимая бесом, освободилась; двенадцать слепых прозрели; трое глухих, семеро хромых, четверо калек и более тридцати различных больных совершенно исцелилось простым призыванием его имени. Достопочтенные каноники того собора совместно свидетельствуют об этих фактах наряду с теми, кто на себе испытал его спасительную помощь.

Некая отроковица умерла и была подготовлена родичами к погребению; отец же ее в безумной скорби вскричал: «Блаженный Бернард, верни мне дитя – и я посвящу ее тебе!» На его моление тут же пришел ответ: девочка открыла глаза и села.

Священник, страдавший от перемежающейся лихорадки, исцелился, поручив свою нужду заботам брата Бернарда; то же случилось с человеком, болевшим на протяжении двух лет.

Двое молодых людей, попавших в тюрьму, необъяснимым образом оказались вновь на свободе после того, как от всего сердца посвятили себя брату Иснарду блаженной памяти, при жизни бывшему приором Павии. Видя, что их даже никто не преследует, молодые люди направились на его могилу и оставили там свои кандалы в знак благодати, полученной из его рук.

Некто, чей сын был совершенно парализован половиной тела и потерял дар речи, многократно призвал имя брата Иснарда, одновременно касаясь пораженных частей тела мальчика. Ребенок исцелился, и дар речи возвратился к нему.

Благочестивая сестра из монастыря Иосафата, что в Падуе, в миг гнева не сдержалась и ударила палкой упрямую свинью; от сильного удара животное упало замертво. Жалея о своей вспыльчивости и боясь неминуемого наказания от начальствующих, сестра с обильными слезами призвала на помощь блаженного отца Иснарда, и ради его заслуг Тот, кто властвует над всеми, «от человека до скота», вернул животному жизнь.

Сестра из ордена гумилиатов поклялась трижды прочесть псалтирь в честь брата Иснарда, если его заступничеством она исцелится от слабости всех членов, которая более чем на год приковала ее к постели; дав обет, она незамедлительно выздоровела.

Уроженец Павии, страдавший от неизлечимой грыжи, причинявшей ему сильную боль, и одержимая женщина одновременно исцелились на его могиле; также и ко многим другие в разное время возвратилось здоровье по милосердию Божию и по заслугам его слуги Иснарда.

Брат из монастыря в Валансьене([vii]), по имени Иоанн из Серлена, муж весьма созерцательный и смиренный сердцем, слабый здоровьем, но терпеливый в скорбях, рассказал товарищу, что увидел во сне себя живущим в прекрасном дворце в компании множества высокопоставленных особ. В том дворце звучало пение голосов неземной красоты: «Вот муж, который, отвергнув все земные блага, достиг обителей небесных; он был облачен в одежды славы рукой Всевышнего, и место его среди святых». Через несколько часов он счастливо отошел ко Господу. В том же монастыре был мирской брат, страдавший от мучительной болезни; забота докторов не приносила ему облегчения, и он, препоручив себя заступничеству усопшего брата, отправился на его могилу и там попросил братского участия. Доверие больного не было обмануто, ибо он тут же исцелился, боль прошла, и данный мирской брат изложил произошедшее с ним в письме автору этой книги.

Брат Шаберт Лионский, неустанно проповедовавший Христа в течение двадцати лет в горах и крепостях Савойи и ее окрестностей, наконец почувствовал, что приходит его смертный час. Он спешно вернулся в город Эгебелль, где некогда служил свою первую мессу: именно там он хотел упокоиться по смерти. «Приготовьте алтарь, - попросил он, - ибо там, где я служил первую мессу, хочу отслужить и последнюю». Торжественно принеся Святую Жертву, он принял последнее помазание и мирно почил в духе веры и любви Божией. Вести о смерти брата Шаберта быстро разошлись, и к его телу, выставленному в церкви регулярных каноников, собралась огромная толпа верных, многие из которых тогда же исцелились от различных болезней посредством препоручения себя его заступничеству.

Дражайшие братья, размыслите надо всем изложенным и сохраните его в сердцах и в мыслях, так как эти истории собраны здесь для нашего наставления – чтобы и мы могли научиться жить и действовать подобно нашим отцам.

Бог да славится вовеки в слугах Своих.

Аминь.



[1] Св. Петр (Педро) Гонсалес, более известный под именем святого Эльма или Сан-Тельмо (1190 – 1246) – знаменитый испанский святой, покровитель мореходов, отказавшийся от должности декана Асторги и избравший жизнь проповедника. Был военным капелланом при войске короля Фердинанда Кастильского, его личным исповедником; прославился проповедью в портах и многочисленными чудесами.

[2] Имя брата означает «Голубь». Ср. Мф 10:16.

[3] Ясно, что имеется в виду т.н. «малое крестное знамение», которое совершается напротив сердца большим пальцем правой руки.



[i] Монастырь основан в 1227 г.

[ii] Скончался в Пасху 1240 года в Туе; до того, как вступить в Орден, был каноником.

[iii] Третий провинциал Прованса; ум. 23 мая 1238 г. в Бордо.

[iv] Ум. 25 ноября 1252 г.

[v] Шестой приор Базеля. (Sutter, Die Dominikaner-klöster der Schweiz, стр. 531.)

[vi] Седьмой приор Базеля. (О. Конвей называет его Виллионард).

[vii] Монастырь основан в 1233 г.

 

Добавить комментарий

Поиск