Глава II. О пророчествах и предсказаниях о появлении Ордена. PDF Печать Email
Автор: Жерар де Фраше   
22.06.2011 19:22

Брат Стефан из картузианского монастыря в Парте, в Лионском диоцезе, человек столь добродетельный, что его заслуженно называли святым, получил от Господа откровение и предсказал своим братьям скорое появление Ордена Проповедников. Убедив их в истинности откровения, он просил братьев – нет, заповедал им – всегда относиться к новому Ордену с глубоким почтением. Что они впоследствии и делали, и продолжают делать до сих пор, принимая наших братьев, как ангелов от Господа.

Цистерцианский епископ[i] Оранжского диоцеза, проживавший в Арле, в Провансе, по причине своих добродетелей и дел милосердия (но более всего – проповеднического пыла) повсюду почитался за святого Божьего. Нередко в своих проповедях он в пророческом духе предсказывал скорое появление нашего Ордена. «Предрекаю вам, - говорил он, - что вскоре придут люди, проповедующие в совсем иной манере, и они будут носить имя в честь своего служения». До сих пор живы несколько человек, слышавших от него подобные пророчества.

Блаженная Мария д’Уаньи из Льежской епархии часто предрекала рождение Ордена. Это была женщина редкой чистоты и совершенства, чье чудесное житие описано в достойном всяческого доверия труде Иакова Витрийского,[1] кардинала и епископа.[ii]

Фульк, епископ Тулузский, прелат благородной крови и редких достоинств, рассказывает нам в житии той же Марии д’Уаньи, что за десять лет до основания Ордена она была восхищена Господом и узнала, что Святой Дух вскоре особым образом посетит Церковь Божию и просветит ее посредством своих проповедников. Это видение она на смертном одре продиктовала тому, кто его записал, пересказывая чудо с великой радостью. 

В Пизе, что в Тоскане, жила святая женщина преклонных лет, о которой по праву рассказывают немало чудесного; впоследствии она телом и душой обручилась Христу кольцом, которое до сих пор почитается как реликвия в монастыре за городскими стенами. В другом монастыре, который она реформировала, в ризнице хранится стол, за которым однажды с ней вечерял сам Христос. Семь раз она совершала паломничество в Компостелла к гробнице св. Иакова, и в пути ее сопровождали Господь и апостолы, как утверждают те, кому она поверяла тайны своей святой жизни. Имя ее весьма почитается в диоцезах Пизы и Лукки, но более всего – в двух упомянутых монастырях и еще в одном, что под Луккой – там по сей день ее называют матерью. Среди людей ее звали святой Боной,[iii] что означает – добрая женщина. Она предрекла многие события, в том числе и грядущее рождение для мира Ордена Проповедников. Мы лично встречали многих, видевших ее и слышавших это из ее уст.

И, наконец, аббат Иоаким,[2] основатель монастыря во Флоренции, в своих трудах оставил много пророчеств об Ордене и часто заповедовал своим братьям сердечно и благочестиво встретить новых проповедников, когда те появятся после его смерти. Сыновья последовали его завету, и когда наши братья впервые посетили их, приняли таковых весьма торжественно, в честь гостей устроив процессию.

Также и Сивилла[3] несомненно предрекала появление нашего Ордена и весьма его превозносила, что делается ясно из внимательного прочтения ее книги.

Также и святая Хильдегарда,[iv] чьи пророчества и прочие изречения утвердил и включил в жития святых Папа Евгений, говорила святому Бернарду перед собранием кардиналов и прелатов, что после эпохи женщин, начавшейся в 1100 году от Рождества Господня, в 1215 году начнется мужская эпоха, в кою придет много сильных мужей. Они будут пророчествовать и соберут все слова, излитые Духом Святым; они украсят себя мудростью, как ожерельем из драгоценных камней. Через этих и других мужей немало мирян обратится и станет вести святую жизнь; эпоха же их продлится до следующей – эпохи заблуждений, которая даст миру множество мучеников.

Глава III. О видениях, предваривших некоторые из первых оснований.


 

[1] Жак де Витри (1160-1240) – знаменитый церковный деятель и историк крестовых походов. Мари д’Уаньи, женщина-мистик из диоцеза Льежа, была его духовной матерью; по ее совету он в юности ушел в клир и стал регулярным каноником. Был проповедником крестовых походов, в том числе и Альбигойского; в 1216 году был избран епископом Акры, участвовал в осаде Дамьетты и писал хроники Похода глазами очевидца. Его популярность в христианском мире была столь велика, что Григорий IX в 1229 г. аннулировал его епископство Акры и сделал кардиналом и епископом Тускула. Был папским легатом в Германии и Франции; отказался от престола иерусалимского патриарха и по собственному завещанию похоронен в Уаньи.

[2] Иоаким (Иоахим) Флорский (Joachimus Florensis, Gioacchino da Flore) – итальянский религиозный мыслитель, 1132-1202. Его мистико-диалектическая концепция предполагала деление истории мира на три эры, соответствующие трем Лицам Троицы. Грядущая эпоха Святого Духа характеризуется воцарением на земле свободы и любви и совершенной реформой Церкви, обновляющей ее структуры и образ действия. Учения Иоакима оказали впоследствии влияние на еретические движения (апостолики, дольчиниане и др.) Отдельные его воззрения были осуждены как еретические на IV Латеранском соборе (1215 г.), его учение о Троице критиковал св. Фома Аквинский в труде «Expositio super secundum Decretalem»; однако, несмотря на отдельные спорные воззрения, Иоаким пользовался репутацией святого у современников. Данте в «Божественной комедии» помещает его в Рай вместе с прочими праведниками («…В двунадесятом / Огне сияет вещий Йоахим, / Который был в Калабрии аббатом»).

[3] Так называемые пророчества Сивиллы – это имитация дохристианских греческих пророчеств, принадлежащих авторству иудейских, а потом христианских авторов, создававшихся в период примерно от 200 г. до Р.Х. до 200 г.



[i] Вильгельм Хелиа (Гильем Элья), епископ Оранжский. Ум. 1221 г.

[ii] Acta SS, Boll., xxv, стр. 547.

[iii] Acta SS, Boll., vii, стр. 144. Умерла в Пизе 29 мая 1207 г.

[iv] Аббатиса Рупертсбергского монастыря в диоцезе Майнца; ум. 1179 г.

 

Поиск